Nukq4HdADXg

Вечерний Санкт-Петербург С тонким подходом К Пасхе в мастерской Лавры появляются удивительные фарфоровые изделия

ИсточникИсточник: "Вечерний Санкт-Петербург"

Знаете, какой величины пасхальные яйца изготавливают в фарфоровой мастерской Александро-Невской лавры? Они могут быть и 40 см высотой! Мы бы сказали, это даже не мастерская, а целый фарфоровый завод в миниатюре. Здесь налажен полный производственный цикл: от замеса фарфоровой смеси до изящных готовых изделий. Но первое, что привлекает здесь внимание: багрово-красные огромные фарфоровые пасхальные яйца. Как нам пояснили, такие изготавливают по специальному заказу – для храмов – и развешивают их в алтарной части.

 

 

Главный художник мастерской Владимир Алексеев знакомит нас с тонкостями технологического процесса изготовления изделий из фарфора: а это и с дивной росписью тарелки под куличи, и колокольчики, и стаканы, и статуэтки ангелов, и подвески-голуби (у голубей этих, к слову, очень тонко рукой мастера прорисованы глаза), и сосуды под святую воду, и прочее.

Итак. Первый этап – это создание модели. Здесь без вдохновения и творческого начала не обойтись. На втором этапе делают специальную форму из пластика, эпоксидки и других материалов. Потом в форму заливают фарфоровую массу – шликер. С завода мастерская получает сухую массу, ее и требуется развести водой, замесить. Вариантов фарфоровых смесей много. Есть и для изготовления до прозрачности тонкого костяного фарфора (в нее добавляется зола от жженых костей крупного рогатого скота). Фарфоровая масса в формах быстро подсыхает, получившиеся хрупкие изделия аккуратно вынимают. И чтоб изделие стало более крепким, его отправляют на обжиг. Всего обжигов фарфоровых изделий несколько, и обжигают их в печах при очень высокой (до 1300 градусов) температуре.

После первого обжига изделие покрывают глазурью. По сути, глазурь – это разведенная водой стеклянная масса с добавками, обеспечивающими текучесть смеси. Технолог Наталья Романова на наших глазах опускает в ведро со смесью будущие колокольчики. Затем снова обжиг. И после получившиеся изделия расписывают красками, украшают декором. Снова – в печь.

Интересно, что золотой краской расписывают в последнюю очередь, когда весь остальной рисунок готов. Конечно, мы поинтересовались, а есть ли в золотой краске золото? Оказалось, что да. Только его вообще не видно! Это специально приготовленная заводская смесь с добавлением золота. Она коричневого цвета, разлита в пузырьки и внешне похожа на обычный йод. Коричневый окрас придают ей смолистые вещества. При обжиге они выгорают, и роспись оказывается действительно золотой.

К слову, что касается огромного красного яйца: его красили даже не кисточкой. Краску распыляли с помощью аэрографа в специальном отсеке. И выяснилось, что не за раз, а постепенно. Покрасили – обожгли, снова покрасили – снова обожгли. Чтобы такое большое количество краски прочно облегло изделие ровным слоем.

Оказалось, что фарфоровые изделия имеют… усадку. Во время прохождения производственных этапов вода испаряется и изделие уменьшается. В целом – на 18 процентов. Естественно, такие свойства фарфора изначально учитываются мастерами.

Все изделия изготавливают малыми тиражами. Так что каждое – достаточно эксклюзивно, его не встретишь повсеместно.

Фото Татьяны Горд