00016

Александро‑Невская Лавра передала картину XVII века на выставку в Государственный Эрмитаж

Картина фламандского живописца Якоба Йорданса «Оплакивание Христа» 25 февраля была временно передана из Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры в Государственный Эрмитаж. Живописное полотно станет одним из главных экспонатов выставки «Якоб Йорданс (1593–1678). Картины и рисунки из собраний России», которая пройдет с 1 марта по 26 мая 2019 г. в Николаевском зале Государственного Эрмитажа.

Впервые картина на религиозную тему из убранства Свято-Троицкого собора покинула храм для экспонирования в музее. Это стало возможным благодаря специальному договору о сотрудничестве между Государственным Эрмитажем и Александро-Невской Лаврой, в котором предусмотрена страховка произведения искусства на время его перемещения и участия в выставке. Для транспортировки картины в Свято-Троицком соборе работала группа специалистов, которые аккуратно сняли со стены трехметровое полотно, вынули его из рамы, затем упаковали и под охраной доставили произведение искусства в музей.

По словам игумена Филарета (Пряшникова), насельника Александро-Невской лавры, передачу картины благословил наместник монастыря епископ Кронштадтский Назарий.

«Братия с пониманием относится к перемещению картины на временную выставку. Образ Христа и события Его земной жизни на протяжении многих веков вдохновляли выдающихся мастеров культуры на создание шедевров. Православная Церковь бережно хранит множество различных по научной важности и ценности предметов религиозного искусства. Многие из них сегодня находятся в храмах и монастырях. И Александра-Невская лавра бережно хранит все художественные полотна, подаренные Екатериной II. Мы рады, что картину увидят десятки тысяч посетителей Эрмитажа», — сказал отец Филарет.

Помощник наместника Александро-Невской лавры по реставрации Алексей Одинцов напомнил историю создания картины и ее появления в Свято-Троицком соборе. Картина Йорданса «Оплакивание Христа», написанная в 50-е годы XVII века, была приобретена в 1764 г. императрицей Екатериной II в составе собрания берлинского купца Иоганна-Эрнста Гоцковского. Это была первая крупная коллекция, купленная российской императрицей и положившая начало Эрмитажу. В 1794 г. картина в числе других произведений живописи на сюжеты Священного Писания была подарена Екатериной II новопостроенному Свято-Троицкому собору Александро-Невской лавры, в котором вместо икон предусматривалось разместить живописные полотна.

«Сегодня картина из коллекции религиозной живописи Свято-Троицкого собора отправляется в выставочное турне: до 26 мая она будет находиться на выставке в Эрмитаже, а в августе отправится в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москву. Это важный прецедент, когда из собора в рамках сотрудничества с музеем передана картина для экспонирования и, более того, будет представлена как религиозное полотно на выставке, посвященной конкретному художнику. Это важный позитивный шаг на пути сотрудничества между музеем и Церковью», — сказал Алексей Одинцов.

В каталоге берлинской коллекции картина первоначально значилась как работа Питера Пауля Рубенса «Снятие с Креста». Однако уже в XXI веке было определено, что полотно изображает следующий за снятием Господа с Креста эпизод Писания, а именно – оплакивание Христа, и принадлежит кисти Якоба Йорданса.

«Якоб Йорданс создал эту картину, как пример монументального алтарного образа, поэтому на выставке картина будет занимать центральное место. Наследие Йорданса хорошо изучено специалистами, и выставки в Европе проходят регулярно, но эта картина стала открытием для научного и искусствоведческого сообщества, что придает особый интерес и значимость грядущей выставке», — сказал старший научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Эрмитажа Алексей Ларионов.

Это первая масштабная экспозиция произведений одного из наиболее значительных фламандских живописцев XVII века. В нее войдут произведения из коллекции Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Пермской государственной художественной галереи и Государственного художественного музея Нижнего Новгорода.

Якоб Йорданс (1593–1678) – художник, один из выдающихся представителей фламандского барокко. Был учеником Адама ван Ноорта, у которого также учился другой известный мастер — Питер Пауль Рубенс. Рубенс впоследствии часто привлекал Йорданса к своим работам и оказал большое влияние на творчество художника.