_MAR7010

Открылась выставка картин фламандского живописца Якоба Йорданса

Торжественное открытие выставки «Якоб Йорданс (1593-1678). Картины и рисунки из собраний России» состоялось 1 марта в Николаевском зале Государственного Эрмитажа.

Выставка организована Эрмитажем совместно с Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина при участии Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Нижегородского государственного художественного музея, Пермской государственной художественной галереи. Впервые на экспозиции можно будет увидеть картину из Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.

Фото — Станислав Марченко

На церемонии открытия с приветственным словом выступил генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Он представил партнеров выставки: директора Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никиту Корытина, главного хранителя Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Татьяну Потапову, главного научного сотрудника Пермской художественной галереи Игоря Мартынова.

Отдельные слова благодарности Михаил Пиотровский высказал наместнику Александро-Невской лавры, епископу Кронштадтскому Назарию и присутствующему на открытии от лица наместника духовнику обители архимандриту Виталию (Радомысльскому).

«Выставка, которую мы сегодня открываем, во многом уникальна и важна для искусствоведческого сообщества. Эта выставка «русского Йорданса» посвящена 100-летию пребывания картин фламандского художника в русских собраниях. Это рассказ о русском вкусе со времен правления Екатерины II. Масштабность выставки позволяет судить о любви к творчеству Якоба Йорданса в России, а также о том, насколько хорошо картины прижились не только в художественных коллекциях, но и в лоне Русской Православной Церкви. Выставка представляет широкий спектр жанров, в которых писал свои картины Якоб Йорданс, и здесь мы видим, как художник воспевает семейные ценности и радости жизни в своем творчестве и одновременно создает шедевры на библейские темы.

Эта выставка – результат совместной работы культурных институций, а также сотрудничества музея и церкви. Благодаря соглашению между Эрмитажем и Александро-Невской лаврой в преддверии Великого Поста центральным экспонатом выставки стала картина «Оплакивание Христа», принадлежащая Свято-Троицкому собору. Этот жест культурного взаимодействия очень символичен, и учитывая историю нашего сотрудничества с лаврой в деле сохранения и популяризации культурного наследия Санкт-Петербурга, мы строим новые совместные планы и работаем над созданием инициативных проектов в рамках культурной политики нашего города», — заявил Михаил Пиотровский.

Также директор Эрмитажа отметил важность экспонирования рисунков фламандского художника, на которых отмечено множество атрибуций Йорданса, что является результатом работы музейных экспертов.

Выставка, показанная сначала в Эрмитаже, а затем в ГМИИ имени А. С. Пушкина, станет первой в России масштабной экспозицией одного из наиболее значительных фламандских живописцев XVII века. Всего на выставке представлены девятнадцать картин и тридцать один рисунок. По словам организаторов, на экспозиции экспонированы картины почти всех жанров, в которых работал художник, от натюрмортов до религиозных сюжетов.

Центральное место занимает картина «Оплакивание Христа», переданная для временного экспонирования в рамках соглашения между Александро-Невской лаврой и Эрмитажем. История полотна в России начинается в 1764 году после ее покупки Екатериной II. Картина стала частью первой крупной императорской коллекции, положившей начало Эрмитажу. В 1794 году спустя тридцать лет «Оплакивание Христа» в числе других живописных картин в тематике библейских сюжетов, была отдана в дар новопостроенному Свято-Троицкому собору Александро-Невской лавры.

До недавнего времени картина считалась творением Питера Рубенса под названием «Снятие с креста». По словам куратора выставки заведующей сектором живописи XIII-XVIII веков Отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Наталии Грицай, подобные находки — довольно частое явление. Эксперты Эрмитажа полагают, что вопросы, связанные с авторством художественных полотен, возникают в первую очередь по причине схожести техники фламандской школы XVII века, к которой относятся Рубенс, Ван Дейк и Йорданс. В связи с чем, выставка из русского собрания картин Якоба Йорданса полна искусствоведческих находок.

Также выяснилось, что из первой коллекции Эрмитажа помимо картины «Оплакивание Христа» кисти Якоба Йорданса принадлежит полотно «Павел и Варнава в Листре», автором которого также считался Питер Рубенс. Из екатеринбургского музея на выставку была привезена картина «Мелеарг и Аталанта», считавшаяся копией Йорданса, но после чистки картины на ней была обнаружена авторская подпись Якоба Йорданса, что свидетельствует о подлинности полотна.

По словам отца Виталия, промыслительным является то, что картина «Оплакивание Христа» станет центральным экспонатом выставки в дни Великого Поста.

«Эта картина призвана совершать свое миссионерское служение на этой выставке, безмолвно проповедовать Христа Умершего и Воскресшего. И мы должны приходить сюда не как туристы, перемещающиеся из одного зала в другой, а как паломники по пути движения к святыне.

Ведь каждый посетитель выставки придет посмотреть на традиционную фламандскую живопись, а с первых минут окажутся перед картиной, посвященной одному из переломных моментов, описанных в Евангелии. Что посетитель увидит на этой картине? Христос, как Сын Человеческий, уже умер. И каждый, кто смотрит на эту картину, становится невольным сопричастником оплакивания Иисуса Христа. При всей своеобразной театральности этой композиции, мы оказываемся лицом к лицу с Господом. Он только что был снят с Креста и умер как человек, но только Крест как Древо Жизни Вечной указывает нам на небо. Это особый момент в жизни и судьбе всего человечества — Христос уже умер, но как обетованный Мессия еще не воскрес. Это момент тишины и начало трехдневного ожидания Воскресения Христова.

Вся композиция построена таким образом, что любой посетитель выставки глядя на картину, является не просто внешним созерцателем, но частью композиции, как человек современной эпохи. Ведь тот факт, что святое представители святого семейства на картинах Йорданса одеты в традиционные фламандские одежды, свидетельствует не об искажении истории, а о глубоком сопереживании и проникновении к сюжетам Священного Писания. Перенесение современных реалий той эпохи на сюжетную композицию – это во многом, религиозный акт, свидетельствующий о желании стать соучастником этих событий, быть рядом со Христом.

Палитра цветов и особая композиция картины, как бы стремящаяся вверх от умершего Иисуса на земле через Крест к небу предваряет последующее Торжество Воскресения, давая надежду через скорбь на преображение человеческой жизни», — сказал отец Виталий.

В истории фламандского искусства XVII века Йорданс наряду с Рубенсом и Ван Дейком признан одним из великих живописцев фламандской школы. Он считается «самым фламандским» из-за любви к национальному быту, традиционным празднествам и колориту. Также Йорданс известен как портретист и автор художественных полотен на мифологическую и античную тематику. Он щедро вводил в свои композиции детали натюрморта и пейзажные фоны. Наряду с масштабными полотнами, художник писал картины средних размеров и, так называемые «кабинетные», предназначавшиеся для частных коллекции редкостей и раритетов.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог, предваряемый вступительными словами директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского и директора ГМИИ им. А. С. Пушкина Марины Лошак. Авторами статей в каталоге являются куратор выставки Наталия Грицай и старший научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Эрмитажа Алексей Ларионов.

Экспозиция картин Якоба Йорданса из русских собраний продлится в Эрмитаже до 26 мая.