Бас‑новатор. 4 декабря 1902 года ушел из жизни Фёдор Игнатьевич Стравинский, выдающийся русский оперный певец

4 декабря 1902 года ушел из жизни Фёдор Игнатьевич Стравинский, выдающийся русский оперный певец (бас). Он похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).

В 1895/96 году состоялся «третий дебютный спектакль» молодого Федора Шаляпина в Санкт-Петербургской Императорской опере. Он исполнял партию лейтенанта Цуниги в опере Жоржа Бизе «Кармен». После спектакля газета «Новое время» написала: «… слаб г. Шаляпин в роли лейтенанта [капитана Цуниги], где он, безусловно, подражал отличному исполнению Стравинского».

Действительно, Федор Стравинский внес огромный вклад в трактовку Бизе на петербургской сцене (имеется в виду постановка «Кармен» 1885 года: перевод либретто осуществила Александра Горчакова, дирижёром выступил Эдуард Направник, а балетмейстером Лев Иванов). Но его вклад в русскую культуру этим не ограничивается.

Фёдор Стравинский был новатором в драматическом искусстве. Он первым стал уделять внимание таким особенностям сценического мастерства, как мимика, жест, сценическое поведение, грим и костюм. Кроме того, Фёдор Игнатьевич тщательно готовился к каждому спектаклю. Он не только изучал либретто или его литературный первоисточник (если таковой имелся), но погружался в эпоху, знакомясь с подробностями быта, событиями, лицами той эпохи, в которой разворачивается действие спектакля.

За свою жизнь Стравинский исполнил около 70 ролей в российских и зарубежных операх. Самой значительной, по свидетельству современников, была роль Мефистофеля в одноименной опере Арриго Бойто.

Сейчас имя Фёдора Стравинского почти забыто. О нём вспоминают разве что в связи с его гениальным сыном — композитором Игорем Стравинским. Но великие современники Федора Игнатьевича — Петр Чайковский, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков, Александр Бородин, Антон Рубинштейн и, конечно, его «преемник» Федор Шаляпин — преклонялись перед талантом Стравинского — старшего.