«Друг свободы». 12 декабря 1792 года ушел из жизни Денис Иванович Фонвизин, русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии

12 декабря 1792 года ушел из жизни Денис Иванович Фонвизин, русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии. Он похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры (Некрополь XVIII века).
«Под сим камнем погребено тело статского советника Дениса Ивановича Фонвизина. Родился в 1745 году апреля 3 дня, преставился в 1792 году декабря 1 дня, жития его было 48 лет, 7 месяцев и 28 дней»— такие слова выбиты на его саркофаге. Скромная надпись, но за ней личность, сыгравшая совсем не скромную роль в становлении русской литературы.
Объем «общеобязательных» знаний о Фонвизине крайне незначителен. В 9-м классе «галопом по Европам» проходят «Недоросля». И все. Спору нет, эта пьеса — жемчужина русской бытовой драмы второй половины XVIII века. Если оставить за скобками сатирическую составляющую, пьеса описывает коренной слом патриархального быта, переход русского «первого сословия» к общеевропейским культурным стандартам, сформированным эпохой Просвещения. Это произведение уникальное — прежде всего, своим остроумием. По словам Петра Вяземского, «за исключением Фонвизина, никто из наших авторов не имел истинной веселости». Остроумие «Недоросля», а также других пьес Фонвизина — «Бригадир», «Корион», «Выбор гувернера»— основывалось на точности описательных характеристик. Фонвизин выводил в пьесе не абстракции пороков и добродетелей, а живых, списанных с натуры, персонажей. Этот «реализм» лег в основу русской драмы — психологически точной и внимательной к жизни — при всей ее нетождественности с умозрительным идеалом.
В «Евгении Онегине» есть такие строки:
Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин
Наверно, подобное именование появилось не на пустом месте? Денис Фонвизин был одним из родоначальников т.н. «свободомыслия» в русской культуре. Его идеалом была просвещенная (в идеале — конституционная) монархия, которая базировалась бы не на насилии и обмане, а на свободном принятии гражданами учрежденных в государстве законов: «Главнейшая наука правления состоит в том, чтоб уметь сделать людей способными жить под добрым правлением. На сие никакие именные указы не годятся. Узаконение быть добрыми не подходит ни под какую главу Устава о благочинии. Тщетно было бы вырезывать его на досках и ставить на столы в управах; буде не врезано оно в сердце, то все управы будут плохо управляться. Чтоб устроить нравы, нет нужды ни в каких пышных и торжественных обрядах. Свойство истинного величества есть то, чтоб наивеличайшие дела делать наипростейшим образом. <…> Чтоб казаться добрым государем, необходимо, надобно быть таким». Это слова из «политологического» сочинения Фонвизина «Рассуждение о непременных государственных законах».
Кроме «Рассуждения о законах» перу Фонвизина принадлежат еще несколько трактатов с аналогичной проблематикой, среди которых наиболее известно «Рассуждение об истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей», которое фактически является пролегоменами к проекту Конституции, составленной Фонвизиным совместно с графом Никитой Ивановичем Паниным.
И это далеко не все грани творчества Фонвизина. За свою жизнь он осуществил множество переводов — с немецкого, датского, французского и латыни. Среди переведенных авторов — Вольтер, Овидий, Террасон и Гольберг. Малоизвестен Фонвизин, как поэт и филолог, мемуарист и публицист. Неоднократно посещая Западную Европу, он оставил чрезвычайно яркие и крайне нелицеприятные описания Пруссии, Италии и Франции, которые полезно читать вместе с «Путешествием из Петербурга в Москву» Александра Радищева.