Первый Хлестаков. 17 декабря 1807 года родился Николай Осипович Дюр, выдающийся русский актёр первой половины XIX века

202

17 декабря 1807 года родился Николай Осипович Дюр, выдающийся русский актёр первой половины XIX века. Его прах покоится на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры (Некрополь мастеров искусств).
Можно сказать, что судьба Николая Осиповича Дюра с самого рождения была неразрывно связана с театральными подмостками. Его отец, большой поклонник театра, был женат на сестре известной танцовщицы Евгении Колосовой, которая приняла большое участие в мальчике, разглядев в нем способности к танцам. Две сестры Дюра – родная, Любовь Дюр, и двоюродная, Александра Колосова – так же стали выдающимися драматическими актрисами.
Благодаря протекции своей тетки Николай Осипович учился у знаменитого балетмейстера Шарля Луи Дидло, и даже выступал в балетах своего учителя в небольших ролях, но вскоре увлекся драматической сценой и, параллельно с танцевальным отделением Петербургского театрального училища, окончил и драматическое у Александра Шаховского, известного драматурга и театрального деятеля. Так же он брал уроки музыки у Антона Сапиенца.
Николай Дюр был первым Хлестаковым (1836) и первым Молчалиным («Горе от ума», 1830). Последующие исполнители этих ролей, так или иначе, ориентировались на опыт Николая Осиповича. Всего на его счету около 300 ролей водевильных, комических и драматических спектаклях поставленных на сцене Петербургского Императорского Михайловского и Александринского театров. Дюр известен и как оперный певец (в 1829-1831 годах он исполнял баритонные партии в постановках Петербургского императорского театра), а также как автор музыки к 50 водевилям.
Как же сложно судить об актерах докинематографической эпохи! Только со слов современников. Николай Васильевич Гоголь отзывался о нем не очень лестно: «»Ревизор» сыгран — и у меня на душе так смутно, так странно… Я ожидал, я знал наперед, как пойдет дело, и при всем том чувство грустное и досадно-тягостное облекло меня. Мое же создание мне показалось противно, дико и как будто вовсе не мое. Главная роль пропала: так я и думал. Дюр ни на волос не понял, что такое Хлестаков. Хлестаков сделался чем-то вроде Альнаскарова, чем-то вроде целой шеренги водевильных шалунов, которые пожаловали к нам повертеться из парижских театров. Он сделался просто обыкновенным вралем, — бледное лицо, в продолжение двух столетий являющееся в одном и том же костюме». Тем не менее зритель боготворил Николая Осиповича Дюра.
Судьба Николая Осиповича отражена в советской киноленте «Зеленая карета» (1967), в которой роль Дюра исполнил Игорь Дмитриев.