«Образец благороднейшей открытости». 20 декабря 1934 года скончался Николай Яковлевич Марр, российский и советский востоковед и кавказовед, филолог, историк, этнограф и археолог

501

20 декабря 1934 года скончался Николай Яковлевич Марр, российский и советский востоковед и кавказовед, филолог, историк, этнограф и археолог. Его прах покоится на Казачьем кладбище Александро-Невской лавры.
Наследие Николая Марра распадается на две равновеликие, но не равноценные части. С одной стороны, он является основателем сразу и армянской и грузинской школ востоковедения, учителем многих выдающихся картвелологов и армяноведов: Ивана Александровича Джавахишвили, Иосифа Абгаровича Орбели, Акакия Гаврииловича Шанидзе и др. Проведя многие месяцы в археологических раскопках древних городов и монастырей, он опубликовал огромное количество найденных там грузинских и армянских надписей и текстов. Вышедшие до революции некоторые из этих изданий до сих пор востребованы учеными. Например, его публикация армянской версии «Толкования на Песнь Песней» Ипполита Римского оставалась единственным изданием этого источника вплоть до 1960-х годов. Другие тексты не переизданы до сих пор. Марром написаны грамматики древнегрузинского, древнеармянского языка и чанского (лазского) языков.
С другой стороны, Николай Яковлевич вошел в историю как создатель так называемой «яфетидологии» — разрабатываемого им еще до революции лингвистического учения, которое ученый противопоставлял классическому сравнительно-историческому языкознанию. Сейчас признано, что концепция эта в научном отношении несостоятельная. Но дело даже не в этом. С конца 1920-х годов Марр (скорее всего из карьерных соображений) сближает яфетидологию с марксизмом: она становится фактически официальной доктриной советской лингвистической науки. Вплоть до своей смерти в 1934 году Николай Яковлевич Марр пользовался всеобщим уважением в научном сообществе: «Марр – это была наша мысль, наша общественная и научная жизнь; это была наша биография. Мы работали, не думая о нем, для него, и он жил, не зная этого, для нас» (Ольга Фрейденберг). Николай Яковлевич занимал одновременно несколько важных должностей, был обласкан властью. Однако в 1950 году вышла книга Иосифа Сталина «Марксизм и вопросы языкознания», в которой яфетидология была «развенчана».
Ученица Николая Яковлевича Ольга Михайловна Фрейденберг оставила замечательные воспоминания об этом великом человеке: «Марр был сделан из стекла и экспонировал себя сам как образец благороднейшей открытости, как редкий случай осуществлявшейся нормы, задуманной для подлинного человека. Ему можно было говорить все, что угодно, и держаться с ним максимально просто, потому что естественнее, чем Марр, уже не было человека. Но это естество Марра отдавало еще и колоритом, чем-то в корне анти-буржуазным; он был прям почти тропически, и что-то изнутри протягивалось от Грузии и Гурии, от лермонтовского Кавказа и Пиренеев, от Африки с готтентотами и от первого американского человека к этому пламенному и неровному стилю, к своеобразнейшему синтаксису мысли и чувства. Что-то наивное и простое было в Марре; его можно было надувать и надували, морочить – и морочили; но наивность была в его гигантском творческом уме, отмечавшая его особой отметкой среди людей его среды, которые казались умнее и ничтожней».