«Из сиротиночки в русскую красавицу». 26 декабря 1918 года скончался Василий Васильевич Андреев, музыкант, композитор, виртуоз‑балалаечник, организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов

901

26 декабря 1918 года скончался Василий Васильевич Андреев, музыкант, композитор, виртуоз-балалаечник, организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов. Его прах покоится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).
Мы привыкли считать многие реалии русской культуры неотделимыми от нашей повседневной жизни и нашего сознания, забывая, однако, что это самое национальное сознание, что называется, «опрокинуто в прошлое», и оно всегда должно трудиться над тем, чтобы плоды народного духа не забывались, вновь и вновь были востребованы социумом. Это касается даже такой масштабной реалии как национальная история — ведь она вернулась к нам лишь в начале XIX века усилиями Николая Карамзина. Что уж говорить о такой «мелочи», как русский народный инструмент. Только благодаря трудам Василия Андреева в самом конце 1880-х годов Россия вспомнила, например, о балалайке (хотя нам кажется, что она о ней никогда и не забывала).
«…Живя в своем имении в Тверской губернии, — рассказывает Василий Андреев, — я, случайно услышав однажды балалайку, увлекся ею и посвятил целый год изучению ее. Когда я затем приехал в Петербург, мою игру услыхал профессор Быстров, который и уговорил меня выступить в музыкальном обществе. Мне было очень жутко, но блестящий успех, выпавший тогда на мою долю, ободрил меня. Игра понравилась, и балалайка стала с тех пор быстро распространяться в городе. Тогда я бросил все и всецело посвятил себя балалайке. Пришлось мне также с секстетом поехать в качестве концертанта за границу, и там наша игра имела также шумный успех. Теперь я даже могу высказать полную уверенность, что через несколько лет балалайка за границей найдет также большое распространение. После поездки за границу успех наш был уже обеспечен. Здесь в России во множестве стали образовываться кружки любителей».
Балалаечник-виртуоз и композитор Василий Андреев в 1883 году образовал в Санкт-Петербурге Кружок любителей игры на народных инструментах: струнных (домры четырёх различных размеров, балалайки шести размеров, гусли), духовых (брелка или жалейка — род свирели, пастушеского рожка), ударных (накры — род литавр из больших глиняных горшков с натянутой на них кожей, — бубен). В 1888 году кружок был преобразован в Великорусский оркестр. Концерты этого оркестра, гастролировавшего по России и Европе, произвели настоящий фурор и породили «балалайкоманию» в русском обществе. Инструменты начали активно производить и покупать. Стали выходить пособия и нотные сборники произведений. Обучение игре на балалайке было введено в войсках. Постановкой его заведовал сам Андреев.
В 1913 году, когда отмечалось 25-летие оркестра, друг Андреева Федор Шаляпин сказал: «Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротиночку-балалайку. От твоей заботы и любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир…» Делу возрождения народных инструментов Василий Андреев отдал не только все свое состояние, но и всю жизнь.
В 1987 году о Василии Васильевиче Андрееве был снят художественный фильм «Серебряные струны». В главной роли — Александр Галибин.