Повелитель мрамора. 28 декабря 1837 года умер Борис Иванович Орловский, русский скульптор эпохи ампира

Fotor123020473

28 декабря 1837 года умер Борис Иванович Орловский, скульптор, автор памятников Барклаю-де-Толли и Кутузову у Казанского Собора. Его прах покоится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).


Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую:
Гипсу ты мысли даешь, мрамор послушен тебе:
Сколько богов, и богинь, и героев!.. Вот Зевс громовержец,
Вот исподлобья глядит, дуя в цевницу, сатир.
Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов.
Тут Аполлон — идеал, там Ниобея — печаль…
Весело мне. Но меж тем в толпе молчаливых кумиров —
Грустен гуляю: со мной доброго Дельвига нет:
В темной могиле почил художников друг и советник.
Как бы он обнял тебя! Как бы гордился тобой!


Стихотворение Александра Пушкина датируется 25 марта 1836 года, а посвящено оно Борису Орловскому, который как раз заканчивал трудиться над памятниками Барклаю-де-Толли и Кутузову, установленными теперь на площади перед Казанским собором.
Бывший крепостной крестьянин, ученик знаменитых скульпторов Паоло Трискорни и Бертеля Торвальдсена Борис Орловский — является одним из самых замечательных ваятелей русского ампира.
Орловскому принадлежат и другие узнаваемые скульптурные символы Санкт-Петербурга — ангел на вершине Александровской колонны, и семь фигур гениев, вылепленных для триумфальных ворот за Московской заставой. Среди других известных его произведений — огромный мраморный бюст императора Александра I, мраморная группа «Фавн и Вакханка», статуя Фавна со свирелью в руках и статуя Париса. Теперь бюст Александра I находится в одном из залов Сената, «Фавн и Вакханка» — на даче Знаменка, близ Петергофа, а Фавн и Парис — в Эрмитаже. За работу «Ян Усмович, усмиряющий быка», посвященную герою Киевской Руси, Орловский в 1831 году получил звание профессора Академии художеств. В 1836 году он был назначен на должность профессора в скульптурном классе Академии, где под его началом успели поучиться знаменитые скульпторы Петр Клодт и Николай Ромазанов.
По словам историка и философа Льва Платоновича Карсавина, «в истории русского искусства Орловский обыкновенно рассматривается, как один из представителей умеренно-натуралистического направления, наиболее выраженного произведениями Шубина и Крылова, преемником и продолжателем которых он и является. Не обладая крупным талантом, Орловский отличался необыкновенной добросовестностью и трудолюбием. Эти качества во время своего недолгого профессорства он старался привить и своим немногим ученикам».