«Служитель точной красоты». 29 декабря 1775 года родился Карл Иванович Росси, российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт‑Петербурге и его окрестностях

Fotor1230204826

29 декабря 1775 года родился Карл Иванович Росси, российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Его прах покоится на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь XVIII века).
Выходец из Неаполя, переехавший в Россию в подростковом возрасте, Карл Росси довольно рано проявил свои творческие навыки. Этому способствовало его близость к артистической среде и возможность обучаться у архитектора Винченцо Бренна, под руководством которого Росси участвовал в строительстве Михайловского замка. Позже в качестве архитектора Кабинета Его Императорского Величества (учреждение, ведавшее личным имуществом русской императорской фамилии) Росси в 1808-1815 годах работал в Москве и Твери. Его постройки этого времени не сохранились. В 1811 году для молодого города Рыбинска Росси разработал 18 образцовых проектов, в число которых входило 14 домов, фасад каменного гостиного двора и хлебной пекарни, а также деревянных гостиного двора и хлебной пекарни. Местные краеведы спорят о том, насколько адекватно эти проекты были реализованы при строительстве.
Наиболее плодотворным является петербургский период творчества архитектора (1815-1832). Одно время он даже входил в Комитет для строений и гидравлических работ, работавший в 1816—1842 годах. Свои усилия это учреждение направляло на то, чтобы придать облику столицы высокую «степень красоты и совершенства», сохраняя при этом «правильность, красоту и приличие каждого здания в применении к целому городу».
Карл Росси мыслил ансамблями. Михайловский дворец с прилегающими к нему садом и площадью, Дворцовая площадь с величественным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой, Сенатская площадь со зданиями Сената и Синода, Александринская площадь со зданиями Александринского театра, нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя вытянутыми вдоль Театральной улицы корпусами — все эти шедевры во многом сформировали архитектурный облик Санкт-Петербурга, как имперской столицы, столицы государства, претендовавшего на европейскую гегемонию в первой половине XIX века. После 1832 года Росси из-за ссоры с двором фактически отошел от дел. Одно из его последних творений — колокольня Юрьева монастыря близ Новгорода, построенная в 1841 году.
Последние годы жизни архитектора сложились очень печально. Он потерял жену и старшего сына, талантливого архитектора Александра Росси, оставшись на руках с 6 родными и 4 приемными детьми. Карл Иванович умер в 74 года от холеры в полной нищете. У семьи даже не было денег на похороны. Позже на могиле Карла Росси и его супруги Леонтины на Волковском кладбище был установлен памятник. В 1939 году прах архитектора и памятник были перенесены в Александро-Невскую лавру.
В 1946-1948 годах поэт Всеволод Рождественский посвятил Росси одно из стихотворений цикла «Строители»:

Рим строгостью его отметил величавой.
Он, взвесив замысел, в расчеты погружен,
На невских берегах воздвиг чертоги славы
И выровнял ряды торжественных колонн.

Любил он простоту и линий постоянство,
Взыскательной служил и точной красоте,
Столице севера дал пышное убранство,
Был славой вознесен и умер в нищете. <…>