«Исключительный по дарованиям». 180 лет назад, 2 января 1837 года, родился Милий Алексеевич Балакирев, русский композитор, пианист, дирижёр, глава «Могучей кучки»

Fotor0104145917

2 января 1837 года родился Милий Алексеевич Балакирев, русский композитор, пианист, дирижёр, глава «Могучей кучки». Он похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).
Количественно музыкальное наследие Милия Балакирева довольно велико: шесть оркестровых сочинений, из которых, пожалуй, самым известным является увертюра «Русь», впервые исполненная на открытие памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, 2 симфонии, сюита для оркестра, 2 фортепианных концерта, множество более мелких оригинальных фортепианных произведений, а также переложений для двух и четырех рук. Балакиреву принадлежат также несколько десятков (точное количество неизвестно) вокальных произведений. Об исполнении одного из них музыкальный критик Владимир Стасов писал: «…Г-жа Платонова со всем всегдашним своим изяществом и вкусом дала нашей публике узнать прелестную, но, к несчастью, слишком мало знаемую, слишком еще мало ценимую у нас вещицу г. Балакирева: «Золотая рыбка» («Песнь золотой рыбки» — ред.), романс на слова Лермонтова. Тут все поразительно: и чудные красоты звука, и страсть, и увлекающие, волшебные глубины чувства. Таких музыкальных созданий мало во всей европейской музыке».
Кстати, в процитированной статье «Славянский концерт г. Балакирева» (1867) впервые встречается название «Могучая кучка»: «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Именно Стасов был идейным вдохновителем этого кружка, видевшего своей целью преодоление сословных границ и создание единого пространства русской национальной музыки.
В 1889 году Милий Балакирев издал сборник записанных им русских народных песен, включающий 40 произведений. И этот сборник оказал огромное влияние на русскую музыкальную культуру. Достаточно сказать, что одной из вошедших в него песен была знаменитая «Эй, ухнем» (Балакирев записал ее в Нижнем Новгороде), позже гениально исполненная Федором Ивановичем Шаляпиным.
Но, пожалуй, большую роль в истории искусства Милий Алексеевич сыграл как музыкальный менеджер в самом широком смысле. Музыкальный дилетант, почти всего в музыке добившийся сам, он выступил одним из самых замечательных организаторов музыкального образования. Уже в 1862 году вместе с Михаилом Глинкой он организовал «Бесплатную музыкальную школу», которую возглавлял с перерывами до своей кончины в 1908 году. Школа занималась распространением музыкального образования среди непривилегированных слоев населения (студенты, ремесленники, служащие и др.), обучая пению и элементарной грамоте. В рамках школы организовывались концерты, на которых исполнялись произведения Михаила Глинки, Александра Даргомыжского и других членом «Могучей кучки» (и не только их).
«Обзор деятельности Балакирева, — пишет о нем его современник и ученик Сергей Ляпунов, — указывает на чрезвычайную разносторонность его дарований, а результаты, достигнутые им, могли бы в каждом отдельном случае доставить почетную славу лицу, потрудившемуся на этом поприще. Исключительный по дарованиям композитор, превосходный пианист и дирижер, воспитатель целого поколения музыкантов, создавших новую русскую школу, и в то же время скромный преподаватель игры на фортепиано, музыкальный критик, прекрасный администратор, все это совмещалось в одном лице, объединявшем необыкновенною цельностью своего характера все стороны своей деятельности. Значение его для развития русской музыки исключает возможность каких либо сравнений, и после Глинки первое место в истории русской музыки должно быть отведено Милию Алексеевичу Балакиреву».