Друг русских композиторов. 4 января 1904 года скончался Митрофан Петрович Беляев, русский музыкальный издатель и меценат, основатель Беляевского кружка, объединившего многих выдающихся музыкантов

Fotor0104150111

4 января 1904 года скончался Митрофан Петрович Беляев, русский музыкальный издатель и меценат, основатель Беляевского кружка, объединившего многих выдающихся музыкантов. Он похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).
Митрофан Беляев был наследственным предпринимателем, успешным лесопромышленником. Некоторые построенные им деревообрабатывающие предприятия проработали до начала XXI века. Но в историю он вошел вовсе не тем, как он зарабатывал деньги, а тем, как он их тратил. Тратил их Митрофан Петрович на музыку, на поддержку композиторского и исполнительского искусства в России. Каждую пятницу на квартире Беляева устраивались камерные концерты, в которых принимали участие Николай Римский-Корсаков, Александр Глазунов, Анатолий Лядов, Александр Бородин, Петр Чайковский, Цезарь Кюи и другие выдающиеся личности, составившие так называемый «Беляевский кружок». Они исполняли свои самые последние произведения, часто написанные специально для этих «пятниц».
Беляев организовал конкурс при Санкт-Петербургском обществе камерной музыки, с 1884 года ежегодно устраивал большие симфонические и квартетные концерты, а в 1885 году основал в Лейпциге русскую музыкальную нотоиздательскую фирму «M. P. Belaieff, Leipzig», которая за двадцать лет выпустила огромное число русских музыкальных сочинений (около 600 томов). «…Благодаря беззаветной любви Митрофана Петровича к искусству, — писал впоследствии Римский-Корсаков, — образовалось невиданное и неслыханное до тех пор учреждение, обеспечивающее навсегда русскую музыку издательством, концертами и премиями».
Похоронен Митрофан Петрович был на Новодевичьем кладбище, но в 1936 году его прах перенесли в Некрополь мастеров искусств (один из редких случаев, когда советское правительство позаботилось об останках человека, который не был ни революционером, ни деятелем искусства).
Николай Римский-Корсаков в 1904 году посвятил Беляеву прелюдию «Над могилой», которая была написана, по словам композитора «на панихидные темы из Обихода с подражанием монашескому похоронному звону, запомненному… в детстве в Тихвине».