«Гений в полном смысле слова» 12 января 1772 года родился Михаил Михайлович Сперанский, русский общественный и государственный деятель времён Александра I и Николая I, реформатор, законотворец, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения

Сперанский

12 января 1772 года родился Михаил Михайлович Сперанский, русский общественный и государственный деятель времён Александра I и Николая I, реформатор, законотворец, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения. Его прах покоится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).
«Сперанский… был… человек, разумно объясняющий все явления жизни, признающий действительным только то, что разумно, и ко всему умеющий прилагать мерило разумности, которым он сам так хотел быть… Неприятно поражало… еще слишком большое презрение к людям… и разнообразность приемов в доказательствах, которые он приводил в подтверждение своих мнений. Он употреблял все возможные орудия мысли, исключая сравнения, и слишком смело… переходил от одного к другому. То он становился на почву практического деятеля и осуждал мечтателей, то на почву сатирика и иронически подсмеивался над противниками, то становился строго логичным, то вдруг поднимался в область метафизики. (Это последнее орудие доказательств он особенно часто употреблял.) Он переносил вопрос на метафизические высоты, переходил в определения пространства, времени, мысли и, вынося оттуда опровержения, опять спускался на почву спора. Вообще главная черта ума Сперанского, поразившая князя Андрея, была несомненная, непоколебимая вера в силу и законность ума» — эта характеристика великого реформатора принадлежит Льву Николаевичу Толстому, который, конечно, не был знаком со Сперанским лично, но прекрасно знал мемуарную литературу и все сочинения Михаила Михайловича.
Нельзя не согласиться с тем, что для той миссии, которая была уготована Сперанскому, требовались именно эти качества: блестящее образование, необъятная эрудиция, способность к восприятию огромного количества информации, ее трезвый анализ, и умение делать самые широкие обобщения, которая казалась Толстому «слишком смелым переходом от одного к другому».
Михаил Михайлович взошел на политическую сцену, прежде всего, как идеальный чиновник, как человек, поражавший всех своих покровителей — от митрополита Санкт-Петербургский Гавриила до Александра I — работоспособностью, умением устраивать не только бумажные дела, но и человеческие судьбы, поразительной коммуникабельностью и внутренней честностью, несгибаемостью, которая оказывала волшебное воздействие на окружающих.
Сын сельского священника, которому благодаря не только везению, но и собственному усердию, удалось окончить сначала Владимирскую, а затем Александро-Невскую семинарию (лучшее духовное образовательное учреждение России, ученики которого приобретали блестящие навыки не только в богословии, но и в светских дисциплинах), вполне мог принять монашество и достичь самых высоких чинов в церковной иерархии. Но он выбрал другой путь. С 1792 до 1801 годов Сперанский восходит от должности домашнего секретаря при князе Александре Борисовиче Куракине до чина действительного статского советника. В 1800-е годы участвует в разработке министерской реформы, является членом «Негласного комитета» при Александре I, составляет несколько политических записок, которые с одобрением были встречены высшими лицами правительства, но в большинстве остались лишь проектами. Среди осуществленных разработок — «Указ о вольных хлебопашцах», позволявший помещикам отпускать крестьян с землей и «Устав духовных училищ», подчинявший эти учреждения Министерству народного просвещения. С 1807 года Сперанский — приближенный императора. В 1810 году он становится государственным секретарём Государственного совета и фактически вторым лицом в государстве. Последующие два года — время активной реформаторской деятельности Сперанского.
Говоря просто, Сперанский был конституционным монархистом. Если сложнее — в его задачу входило, при сохранении самодержавной власти, ввести ее в правовое русло, стабилизировать отношения между различными сословиями, даровав не-дворянам различные гражданские права (прежде всего, касающиеся защиты личности и имущества) и даже опосредованный доступ к принятию государственных решений (в частности через сложную четырехступенчатую систему выборов), введя разделение властей и т.д. Масштаб реформаторского замысла Сперанского можно оценить по записке, представленной императору 11 февраля 1811 года. К сожалению, не все планы, описанные в ней, были осуществлены. Причины этого достаточно красноречиво изложены самим Сперанским в том же документе: «Меня укоряют, что я стараюсь все дела привлечь в одни руки. Вашему Величеству известно, сколь укоризна сия в существе ее несправедлива; но во внешнем ее виде она имеет все вероятности. Представляясь попеременно то в виде директора комиссии, то в виде государственного секретаря, являясь по повелению Вашему то с проектами новых государственных постановлений, то с финансовыми операциями, то со множеством текущих дел, я слишком и на всех почти путях встречаюсь и со страстями, и с самолюбием, и с завистью, а еще более с неразумием». Судьба Сперанского лучшая иллюстрация к тезису о том, что «один в поле не воин», особенно в деле переформатирования успешно функционирующей системы, количество сбоев и ошибок которой еще не достигло критического значения. Противодействие реформам Сперанского в самых широких кругах (прежде всего, дворянского сословия) привело к его отставке и опале в марте 1812 года. А потом был разгром наполеоновской армии, который, казалось, убедительно продемонстрировал ненужность реформ, неуместность проектов Михаила Михайловича. В итоге Россия все равно пришла к необходимости предлагаемых Сперанским преобразований, но потеряла 50 лет, которые так и не сумела наверстать…
В 1816 году Сперанский возвращается на службу. Пензенский гражданский губернатор, сибирский генерал-губернатор, при Николае I член Государственного совета… Сперанский уже никогда не поднимался до прежних высот влияния и славы. Среди важнейших деяний последних годов его жизни — составление «Полного собрания законов Российской империи» (45 томов) и «Свода законов Российской империи» (15 томов). Сперанский — один из родоначальников российского правоведения.
Михаил Михайлович умер 23 февраля 1839 года от простуды. «Светило русской администрации угасло, — писал в своих записках Модест Корф. — Сперанский был, конечно, гений в полном смысле слова, гений с недостатками и пороками, без которых никто не бывает в бедном нашем человечестве, но едва ли не превзошедший всех прежних государственных людей наших, — если в прибавок к великому уму его взять огромную массу его сведений теоретических и практических. Имя его глубоко врезалось в историю. Кончина его есть историческое событие и вместе бедствие государственное».