Неутомимый и быстрый 14 января 1876 года скончался Модест Андреевич Корф, директор Императорской публичной библиотеки, председатель Бутурлинского комитета, историк-мемуарист

Fotor011717006

14 января 1876 года скончался Модест Андреевич Корф, директор Императорской публичной библиотеки, председатель Бутурлинского комитета, историк-мемуарист. Его прах покоится на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

«До последних лет жизни граф Корф изумлял своею неутомимою деятельностью и быстротой в работе. — Писал историк Яков Константинович Грот. — Только этим его преимуществом можно объяснить, как он, будучи строгим исполнителем всех родственных и светских обязанностей, употребляя, следовательно, довольно много времени на посещения и на общество, успевал исписывать целые кипы бумаги… он, кроме того, находил досуг в продолжение нескольких десятилетий вести свой дневник, тетрадями которого занято множество картонок, исполнял по высочайшим поручениям разные исторические труды, наконец, написал известную биографию своего бывшего начальника, потребовавшую многосложных предварительных исследований и обширной переписки».

Корф был чиновником второго ряда. Но кто стоял в первом ряду? Сперанский! Многими чертами своего характера Корф походил на своего великого начальника. Он был столь же исполнителен, столь же умел в организации делопроизводства и столь же обходителен с подчиненными. И, как член Государственного совета, и как директор Публичной библиотеки (привлечение средств, популяризация, облегчение доступа, составление каталогов, создание особого отдела иностранных книг о России), и как член (а затем и глава) Бутурлинского комитета (высший цензурный орган в 1848-1855 годах) Корф все устраивал так, что «дела решались безостановочно, во всех канцелярских отправлениях господствовала величайшая точность, переписка бумаг отличалась щегольским изяществом» (Грот).

Воспоминания Корфа о Сперанском, а также его «Записки» — это бесценные источники по истории XIX века. Корф был соучеником Пушкина и в своих мемуарах отводит ему немалое место. Он также помогал поэту в работе над «Историей Петра Великого», посылая ему необходимые книги и библиографические списки. «Вчерашняя посылка твоя мне драгоценна во всех отношениях — писал Пушкин Корфу 14 октября 1836 года — и останется у меня памятником. Право, жалею, что государственная служба отняла у нас историка. Не надеюсь тебя заменить. Прочитав эту номенклатуру, я испугался и устыдился: большая часть цитированных книг мне неизвестна. Употреблю всевозможные старания, дабы их достать…».

Императорская Публичная библиотека (ныне Российская Национальная библиотека) — до конца жизни была любимым детищем Модеста Андреевича. В 1861 году он оставил пост директора Библиотеки, однако, еще в течение четырнадцати лет продолжал выказывать живейший интерес к ее делам, считая себя ее членом и постоянно навещая ее. Выхлопотать для Библиотеки то или другое и вообще так или иначе прийти ей на помощь — доставляло ему особенное удовольствие. В день празднования пятидесятилетия служебной деятельности Корфа чины Императорской Публичной Библиотеки, выказывая свою глубокую признательность и уважение горячо любимому бывшему начальнику, поднесли ему книгу, напечатанную всего в двух экземплярах, следовательно, большую библиографическую редкость. Книга была озаглавлена: «На память о 9 июня 1867 г. Барону Модесту Андреевичу Корфу в день 50-тилетия его службы» и заключала в себе поздравления и приветствия, а также воспоминания нескольких лиц из числа прежних его сослуживцев, говорившие о работах, произведенных в библиотеке в его время. Книга была составлена на тридцати различных языках, европейских и внеевропейских.