«Достойный лица Божия и лица монарша» 24 января 1799 года скончался архиепископ Иннокентий (Нечаев), епископ Русской Православной Церкви, архиепископ Псковский и Рижский

Нечаев

24 января 1799 года скончался архиепископ Иннокентий (Нечаев), епископ Русской Православной Церкви, архиепископ Псковский и Рижский. Он погребен в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.
В статье «О российском духовном красноречии» поэт Александр Петрович Сумароков, говоря о Петербургском архиепископе Гаврииле как проповеднике, дал одновременно и отзыв об Иннокентии: «… будет он (Гавриил) всегда честью нашего века и в потомстве купно с другом своим, с преосвященным Иннокентием, мужем весьма отличного достоинства и всею Россией почитаемым, достойным лица Божия и лица монарша». Архиепископа Иннокентия (Нечаева), а также митрополита Гавриила (Петрова) и митрополита Платона (Левшина) императрица Екатерина II в своем сочинении “Antidote” (1770), направленном против клеветы французского аббата Жана Шаппа д’ Отроша на русское духовенство в его книге “Voyage en Siberie”, вышедшей в 1768 г., назвала «просвещеннейшими» архипастырями своего царствования. Именно эта «троица» возглавила Комиссию «об учреждении полезнейших духовных училищ в епархиях». Эта комиссия выработал программу, которую протоиерей Георгий Флоровский излагает следующим образом: «Предполагалось расчленить последовательные ступени обучения, выделить четыре семинарии с расширенным курсом (в Новгороде, Санкт-Петербурге, Казани и Ярославле), а Московскую Академию возвести на степень «духовного университета», с универсальным курсом. Ясно был поставлен вопрос о необходимости повысить социальный уровень и обстановку духовного чина («установление к большему учащихся ободрению и к лучшему ученого духовенства содержанию» и т. д.). Во всем проекте чувствуется новый дух, — оттенены интересы общего развития, предлагается смягчение дисциплины и нравов. Предлагается «вперять в учеников благородное честолюбие, которым бы они, яко пружиною, были управляемы в поступках». Предлагается введение новых языков. Очень характерно предложение вверить все духовные школы попечению двух протекторов, светского и духовного, чтобы придать школам большую независимость. Становилось ясно, что нельзя действительно реформировать духовную школу без «улучшения» и обеспечения духовенства».
Иннокентий недолгое время (в течение нескольких месяцев 1763 года) был Епископом Кексгольмским и Ладожским, викарием Новгородской епархии, а также Епископом Тверским и Старицким, но большую часть жизни с 4 октября 1763 по 22 сентября 1798 годов он был Архиепископом Псковским и Рижским. Известно, что он ввел в Псковской семинарии в 1773 г. преподавание церковного пения.
Владыка был почетным членом Российской Академии и участвовал в составлении первой части «Словаря Академии Российской». Его перу принадлежит несколько аскетических и гомилетических произведений. Богословское наследие владыки, как и наследие многих его современников, до сих пор лежит «мертвым грузом». К его изучению почти никто не приступал.
24 января владыка Иннокентий скончался. Погребение его прошло без надгробных речей. Исправляя эту несправедливость, Гавриил Романович Державин составил следующую эпитафию:
Вития о тебе не возгласил похвал:
Глас красноречия для праведника мал.