Певец русского леса 25 января 1832 года родился Иван Иванович Шишкин, русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист

Шишкин2

25 января 1832 года родился Иван Иванович Шишкин, русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Он похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).
«Иван Иванович Шишкин был необыкновенным знатоком и любителем леса, — вспоминал ученик Ивана Ивановича пейзажист Николай Александрович Киселев. — Он до совершенства знал анатомию деревьев разных пород, всегда говорил, если видел неправильность в рисунке дерева: “Такой березы не может быть” или “эти сосны бутафорские”. Некоторые упрекали его в сухости. Такое мнение, пожалуй, может быть оправдано по отношению к некоторым офортам, над которыми он проводил много времени в последние годы жизни. Но живописные его работы, несмотря на применение сложнейшей техники, всегда смотрелись свежо. Казалось, вы внезапно вошли в лес, ощущая как глазами, так и всем телом его близость. […] Художественная техника до иллюзии сближает вас с природой, остается только молча восхищаться. Это заставляет вас невольно улыбаться и глубже дышать, а руки тянутся пощупать влажный мох».
Даже сами имя, отчество и фамилия Ивана Ивановича Шишкина под стать его излюбленному предмету — русскому лесу. Своим обликом он напоминает того этикеточного медвежонка, который так запал в русскую душу. «Ни об одном из наших современных художников не хочется сказать так много и по душе, как об Иване Ивановиче Шишкине, — писал Владимир Иванович Немирович-Данченко, — и едва ли кто-нибудь из его товарищей представляет собою такой цельный и законченный образ, такую характерную фигуру, какою является этот истинный “поэт природы”. Лучшего определения ему трудно подыскать. Он действительно живет с нею одною жизнью, весь отдается ей, и она не имеет от своего истолкователя никаких тайн. Вглядитесь в портрет нашего “лесовика” (да простит мне читатель это выражение), не только вглядитесь, но вдумайтесь в этого крепкого и сильного человека, от которого веет на вас смолистым и здоровым запахом темного бора, мощью старорусских заповедных дебрей».
Но, как и большинство великих людей XIX века, свою «русскость» Шишкин выкристаллизовал с помощью европейской выучки. Сначала Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856), потом Петербургская Академия Художеств (параллельно с обучением Шишкин рисовал этюды в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валаам). После этого были путешествия по Германии и Швейцарии — Мюнхен, Цюрих, Женева Дюссельдорф — где Шишкин знакомился с опытом лучших художников — Бенно и Франца Адамов, Диде и Калама. За границей Иван Иванович попробовал впервые гравировать «царской водкой» — художественный метод, к которому Шишкин прибегал не раз до конца жизни. С 1866 года художник неотлучно жил в России, много путешествовал и почти каждый год выставлялся сначала в Академии художеств, потом в Товариществе передвижных выставок. В 1892 году он был приглашён руководить учебной пейзажной мастерской Академии и, хотя пребывал на этой должности недолго, остался в памяти многих ее выпускников: «Шишкин был неоценимым профессором, — передает Николай Киселев воспоминания учеников, — знатоком, пользующимся большим авторитетом. Но он совсем забывал о том, что ученики его уже художники, имеющие каждый свое определенное лицо, свои явно выявившиеся склонности и твердые стремления к достижению самостоятельных художественных целей. Просматривая работы учеников, почти все внимание профессор обращал на технику, ее недостатки. Он жестоко критиковал ошибки в работах учеников, задевая их самолюбие, часто не обращая внимания на интересные творческие достижения».
Иван Шишкин по общему признанию современников был едва ли не лучшим пейзажистом России. Его большие полотна — «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» — хранятся в Третьяковской галерее, а «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна» — в Русском музее. Исполненных Шишкиным офортов (гравировка «царской водкой») насчитывается до сотни. Известны 68 оригинальных литографий и 15 цинкографических опытов Шишкина. Также Ивану Ивановичу принадлежит несколько десятков угольных работ и гравюр.
«Настоящая краса всероссийского пейзажа, исполинские, почти девственные леса, позднее завоевывают себе почетное место в русском искусстве, благодаря классической деятельности Ивана Ивановича Шишкина. — писал критик Адриан Прахов. — Он первый отнесся к лесу с такой искренней и глубокой любовью и первый сумел воспроизвести русский лес с таким блестящим, образцовым совершенством, по крайней мере со стороны рисунка. “Лесная глушь” и в особенности “Сосновый бор” с парою медведей под сосной с бортью останутся навсегда славным памятником этой деятельности, глубоко народной, здоровой, серьезной и суровой, как сама северная природа».