«Два писателя в одном» 26 января 1831 года скончался Антон Антонович Дельвиг, русский поэт, издатель, друг и одноклассник Александра Пушкина

delvig2

26 января 1831 года скончался Антон Антонович Дельвиг, русский поэт, издатель, друг и одноклассник Александра Пушкина. Он похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).

 За 33 года жизни Антон Дельвиг успел немного. Он был одним из поэтов пушкинского круга (Дельвиг — лицейский друг Пушкина), но все его произведения (не более 150 стихотворений и драматические наброски) умещаются в одном томе скромных размеров. Впрочем, его стихотворения активно перелагались на музыку Даргомыжским, Варламовым, Глинкой, Алябьевым. Самым известным его произведением стал романс «Соловей» (1825 год), посвящённый Александру Пушкину, положенный на музыку Александром Алябьевым, и дополненный вариациями Михаила Глинки. Мелодию и слова этой песни знают почти все, а первые слова наверняка все:

 Соловей мой, соловей,

 Голосистый соловей!

 Ты куда, куда летишь,

 Где всю ночку пропоешь?

 Кто-то бедная, как я,

 Ночь прослушает тебя,

 Не смыкаючи очей,

 Утопаючи в слезах?

 Ты лети мой, мой соловей,

 Хоть за тридевять земель,

 Хоть за синие моря,

 На чужие берега…

Впервые романс был исполнен знаменитым певцом Петром Булаховым в Императорском Большом театре 7 января 1827 года.

Дельвиг был известным издателем, но за несколько лет подготовил к печати только 7 томов альманаха «Северные цветы» и первые номера «Литературной газеты», которая, впрочем, продолжала выходить после его смерти.

Пожалуй, главная ценность этой личности заключалась в том, что он умел дружить, что он служил скрепой для многих выдающихся творцов своего поколения. Усилиями (а точнее самой жизнью) таких людей как Дельвиг и формировалась литературно-художественная среда первой трети XIX века. Дом Антона Антоновича стал одним из литературных салонов Петербурга. На литературные вечера в нем собирались друзья поэта: Пушкин, Жуковский, Баратынский, Плетнев, Языков.

«В авторе Дельвиге — писал еще при жизни поэта критик Константин Полевой — можно различать двух писателей: оригинального и подражателя. Как писатель оригинальный, он является нам в своих песнях и русских рассказах; как подражатель, он, назло своему дарованию, пишет идиллии, гимны и присловья в древнем роде. Первый род сочинений его мы можем только хвалить; во втором видим направление не совсем верное для самого автора и для его века… Тем непонятнее для нас древнее направление поэзии барона Дельвига, тем досаднее оно, что писатель сей обладает дарованием необыкновенным. Истинное сокровище для русского читателя представляют русские песни и присказки барона Дельвига. Здесь автор наш, не связанный чуждым влиянием, не опутанный розовыми цепями Аркадии, является во всей красе разгульного русского народа, у которого в песнях слышится грусть и часто веселье оканчивается слезами. Кто не знает песен барона Дельвига, начинающихся словами: «Наяву и в сладком сне», «Соловей мой, соловей», «Дедушка! девицы» и проч.? Это перлы русской поэзии!»