Гроза масонов 29 января 1843 года скончался митрополит Серафим (Глаголевский), епископ Православной Российской Церкви, первенствующий член Святейшего Правительствующего Синода

Серафим

29 января 1843 года скончался митрополит Серафим (Глаголевский), епископ Православной Российской Церкви, первенствующий член Святейшего Правительствующего Синода. Его прах покоится на Никольском кладбище Александро-Невской лавры (надгробие — в Благовещенской усыпальнице).
Три четверти жизненного пути владыки Серафима мало чем отличаются от биографий других более или менее успешных иерархов Русской Церкви второй половины XVIII — первой половины XIX веков. Славяно-греко-латинской Академия, Московский университет, постриг, преподавательская и цензорская деятельность, ректорство в Духовной академии и настоятельство в Заиконоспасском монастыре, епископство… После того, как в возрасте 64 лет Серафим (Глаголевский) стал митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским, Эстляндским и Финляндским, священноархимандритом Александро-Невской Лавры, его жизнь круто изменилась, он оказался вовлечен в круговерть политической и интеллектуальной жизни России.
Важнейшим деянием этого периода является устроенная митрополитом Серафимом интрига, которая привела к отставке обер-прокурора Священного Синода известного масона князя Александра Голицына. Историк и писатель Борис Башилов в книге «Александр Первый и его время» пишет: «Вечером 17 (30) апреля 1824 года Александр I долго беседовал с Митрополитом Серафимом. Через три дня, по совету Митрополита Серафима, Александр встретился с Архимандритом Фотием в присутствии Митрополита Серафима. Митрополит Серафим говорил о сильном размахе деятельности тайных обществ и о подготовке ими государственного переворота. Александр попросил Архимандрита Фотия представить свои соображения, как, по его мнению, надо действовать, чтобы предотвратить готовящийся переворот». В результате деятельности митрополита Серафима в России были запрещены масонские ложи, а Голицын получил отставку (спустя годы точно по докладу владыки в отставку был отправлен другой обер-прокурор — Степан Дмитриевич Нечаев). К сожалению, антимасонская политика митрополита Серафима и его союзников Алексея Андреевича Аракчеева и архимандрита Фотия (Спасского) привела к закрытию Библейского общества, председателем которого в мае 1824 года стал владыка. Причиной закрытия была связь общества с «мистическими лжеучениями». По инициативе владыки Серафима было возбуждено делопроизводство по поводу пушкинской «Гаврилиады», а Чаадаев за свои «Философические письма» официально был назван сумасшедшим.
Владыка Серафим провожал Александра I в его последнее путешествие — в Таганрог, а затем вышел на Сенатскую площадь, чтобы защитить право его сына на престол. «…Я вышел из кареты, — вспоминает владыка, — в мантии и, держа в руках Крест, начал говорить бунтовавшим: «Именем Распятого уверяю вас в истине; я уже одною ногою стою во гробе и обманывать вас не стану». Некоторые из них начали креститься и подходить ко Кресту, чему я немало обрадовался, как вдруг один выскочил из толпы, имея шпагу в руке, и, помахивая ею, закричал: «Что вы этому старому плуту верите? Он вас обманывает»; и затем над головою моею пролетело несколько пуль; тогда Государь приказал мне удалиться; меня провели по каким-то доскам, посадили в сани, за которыми стал диакон, и меня обратно привезли во Дворец в Дворцовую церковь, где и находился я до прибытия Государя долгое время, и тогда уже принесена была присяга. Митрополит Киевский Евгений также выезжал на площадь, но и он возвратился без успеха!»
Среди других достижений митрополита Серафима стоит указать учреждение Олонецкой епархии, строительство храмов и монастырей в управляемых им епархиях, а также устройство духовных учебных заведений.
Скончался владыка 17 января 1843 года и был похоронен в Духовской церкви Александро-Невской лавры. После закрытия лаврских храмов его прах был перенесен на Никольское кладбище, а надгробие — в Благовещенскую церковь.