Исследователь законов победы 8 февраля 1927 года скончался Николай Петрович Михневич, русский генерал, военный писатель, один из крупнейших русских военных теоретиков, автор военно-исторических и военно-теоретических трудов

Михневич3

8 февраля 1927 года скончался Николай Петрович Михневич, русский генерал, военный писатель, один из крупнейших русских военных теоретиков, автор военно-исторических и военно-теоретических трудов. Он покоится на кладбище Александро-Невской лавры.
Ротный командир в русско-турецкую войну 1877—1878, Николай Петрович долгие годы служил по генеральному штабу в Петербурге. С середины 1880-х он выступает как военный теоретик: ему принадлежат труды: «Влияние новейших технических изобретений на тактику» (1893 г.), «История военного искусства с древнейших времен до начала девятнадцатого столетия» (1895 г.), «Основы русского военного искусства» (1898 г.), «Стратегия», кн. I (1899 г., последнее, третье издание вышло в 1911 г.), кн. II (1901 г., последнее издание в 1910 г.). Им также написаны работы, посвященные разбору франко-прусской войны и ее значения в истории военного искусства, Отечественной войны 1812 г. и другие.
С 1892-го года Михневич — преподаватель военного искусства: в Николаевской академии Генерального штаба, в Михайловской артиллерийской, Николаевской инженерной и Николаевской морской академиях и в военных училищах. В 1900-е годы Михневич командует различными воинскими подразделениями, в 1910-м становится генералом от инфантерии, а в 1911 году назначается начальником Главного штаба, оставаясь на этом посту вплоть до весны 1917 года, когда он был отстранен от должности Временным правительством. После октябрьского переворота Николай Петрович преподавал стратегию, тактику и военную историю на 1-х Петроградских артиллерийских курсах, в Артиллерийской академии и Петроградской пехотной интернациональной школе. В единственной после революционной работе « Эволюция военного дела в связи с эволюцией форм строения государства »  он опирался уже на марксистскую методологию…
То, что Михневич пошел на службу в РККА, способствовало тому, что в советские годы его наследие не было забыто. И хотя его книги не переиздавались (в «Военно-историческом журнале» был частично в 1976 году издан его дневник), советские историки военной науки отзывались о Михневиче очень благосклонно: «Обширный труд Михневича «Стратегия» позволяет судить о состоянии русской военно-теоретической мысли накануне первой мировой войны. — пишет историк Александр Строков. — «Стратегия», предназначенная в качестве пособия для слушателей академии генерального штаба, отличалась обширным объемом охватываемых ею вопросов и… широкой исторической основой… Большие познания истории западноевропейского и русского военного искусства позволили ему при разборе военных событий и явлений прибегать к широким обобщениям и использовать их при оценке стратегического искусства в будущей войне. Военную науку Михневич рассматривал не изолированно от общественной жизни. Военная наука, писал он, занимающаяся изучением войны как явления в жизни человеческих обществ, составляет один из отделов социологии. Она «есть философия всего военного дела — его обобщение». В ее задачу входит отыскание законов борьбы — законов победы. Михневич называл четыре закона победы: численного превосходства, превосходства телесных сил, превосходства экономического и превосходства умственного и нравственного, причем закон экономического превосходства, или закон культурности, он считал самым могущественным из законов».
Важным достоинством теоретических построений Михневича был акцент на нравственном начале: «Нравственные качества начальников (командного элемента) должны соответствовать, а, вернее, даже стоять выше моральных качеств подчиненных, так как от них, кроме физического напряжения, требуется в бою и более высокое умственное — огромное самообладание… При современных, полумиллионных армиях (при коротких сроках службы в мирное время под знаменами) значение командного персонала важнее, чем в прежние времена. Только офицеры и сверхсрочные унтер-офицеры являются истинными носителями военных традиций, дисциплины и технических военных знаний. Качества начальников и деятельности штабов при современных больших армиях имеют большое значение; часто придется принимать решение при отсутствии приказаний, на собственную ответственность, исходя из основной задачи, преследуемой свыше» («Основы стратегии»).
Николай Петрович умер 8 февраля 1927 года и был похоронен в Александро-Невской лавре. К сожалению, точное место погребения неизвестно.