Продолжатель Сперанского 13 марта 1915 года скончался Сергей Юльевич Витте, российский государственный деятель

Витте

13 марта 1915 года скончался Сергей Юльевич Витте, российский государственный деятель. Он похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь XVIII века).
В конце XIX века едва ли не самой престижной профессией была профессия железнодорожника. И не мудрено. Пореформенная Россия стремительно развивалась. А что такое развитие во внешнем выражении? Это, прежде всего, строительство инфраструктуры, которое требует постоянного обновления транспортных сетей. Чтобы развиваться, нужно учиться быстро доставлять грузы или рабочую силу из точки А в точку Б.
Выходец из балтийских немцев, потомственный дворянин Сергей Витте, хоть и не был железнодорожником по образованию, на вершину административного Олимпа был вознесен именно благодаря своим успехам в этой отрасли. Работая в службе эксплуатации Одесской железной дороги, он сумел организовать перевозку войск на фронт русско-турецкой войны, и этим обратил на себя внимание великого князя Николая Николаевича… Витте, действительно, умел производить впечатление: «Я увидел перед собою высокого роста, хорошо сложенного, с умным, живым и приветливым лицом человека, который всего сильнее впечатлил меня полным отсутствием всякого подобия чиновничьего типа. — вспоминает близкий знакомый Сергея Юльевича Борис Глинский. — Витте мне сразу стал симпатичен своей естественностью, безыскусственностью в проявлении им своей личности. В черном сюртуке, (…) и свободный в своей речи и в каждом своем действии, он мне напомнил наружностью английского государственного человека».
К концу 1880-х годов Витте — управляющий Обществом Юго-Западных железных дорог и известный в ученой среде специалист по экономике железных дорог. Он выпустил в свет монографию, посвященную теории тарифообразования, которая любопытна не только своей основной темой, но и политическими рассуждениями. Витте выступает за ликвидацию сословного общества, и при этом ратует за сохранение монархии. Знатоки русской политической мысли легко увидят, что Витте в этом отношении является продолжателем великого русского реформатора Сергея Михайловича Сперанского.
В 1889 году Витте поступает на службу в Департамент железнодорожных дел при Министерстве финансов, а в 1892 году уже возглавляет Министерство путей сообщения. Одним из первых его достижений была скупка казной частных железных дорог, что позволило существенно облегчить администрирование железнодорожного дела и увеличить эффективность железнодорожных коммуникаций объединенного государственного комплекса. Основной идеей Витте (и от этой линии он не отступал и в дальнейшем) было усиление государства в качестве основного регулятора внутреннего рынка, как защитника национального производителя. Именно для этого Витте в соавторстве с Дмитрием Ивановиче Менделеевым разработал Таможенный тариф, который позволил спокойно развиваться отечественной промышленности, делая ее продукцию конкурентоспособной на внутреннем рынке.
Большую часть своей государственной жизни (1892-1903 годы) Витте был министром финансов. В этот период он решил вопрос с финансированием строительства Транссибирской магистрали, что существенно ускорило процесс, договорился с Китаем о строительстве КВЖД, заключил выгоднейший 10-летний торговый договор с Германией, ввел винную монополию, спроектировал и провел денежную реформу, суть которой заключалась в создании валюты, обеспеченной золотом. Наконец, Витте в осуществлении своих антисословных идей настаивал на необходимости поддержки торгово-промышленной буржуазии и развитии класса земельных собственников. Для этого он предлагал освободить крестьянина от власти общины, облегчить паспортный режим, упростить процесс кредитования крестьянства и дать возможность им заселять свободные земли.
Административный талант Витте проявлялся и общении с подчиненными: «Когда Витте сделался министром финансов, — вспоминает один из современников, — все министерство приняло демократический характер. Чиновники вместо мундиров носили сюртуки и вместо того, чтобы обмениваться письменными отношениями, ограничивались самыми обыкновенными устными переговорами».
В 1903-1906 году Витте занимал пост председателя Совета министров — как это ни парадоксально, пост менее влиятельный и скорее почетный. В эти годы Витте участвовал в заключении Портсмутского мирного договора с Японией. Октябрьский Манифест 1905 года — во многом дело рук Витте. В нем были частично реализованы некоторые его политические взгляды главы правительства.
Если мы посмотрим на программу реформ Витте, мы увидим, за что Сергея Юльевича (и его преемника Столыпина) ненавидел Владимир Ленин, который называл министра финансов «министром-клоуном». Дело в том, что основными причинами революционной ситуации были, во-первых, нерешенный до конца земельный вопрос, отсутствие достаточно большого числа земельных собственников, и, во-вторых, несоответствие сословного деления общества реальным, протекающим в этом обществе процессам: дворянство сохраняло свои привилегии, хотя экономическая значимость этого сословия существенно упала. Реформы Витте и Столыпина призваны были эти проблемы устранить. В конечном счете они вели к созданию бессословного общества, построенного на фундаменте национальной буржуазии… При этом оперативное управление во время революции 1905 года было Витте скорее провалено. Вместо того, чтобы искать общий язык с вменяемой частью рабочего движения (а невменяемую жестоко подавлять, как это сделал Столыпин), Витте наводил мосты с либеральной частью оппозиции. Это было ошибкой, за которую Сергей Юльевич расплатился министерским креслом…
После своей отставки 22 октября 1906 года и до своей смерти Витте пребывал на почетном покое. Он, по-прежнему, оставался влиятельной фигурой, а его окружение было, по словам Мориса Палеолога, «клубком интриг». Витте был властолюбивым и ревнивым в отношении властных регалий человеком. Это хорошо видно по его мемуарам — сколь обстоятельным и интересным, столь предвзятым и резким в оценках. Больше всего досталось Столыпину, который реализовал аграрную программу реформ, разработанную Витте.
Скончался этот великий деятель 13 марта 1915 года. Его мемуары были изданы в Советском Союзе в 1923 году.