Поэт и живописец в звуках 170 лет со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова

Римский-Корсаков

18 марта 1844 года родился Николай Андреевич Римский-Корсаков, русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик, участник «Могучей кучки». Его прах покоится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
В творчестве Римского-Корсакова много составляющих. Его отец был гражданским губернатором, а мать — дочерью крестьянки. Отсюда у Николая Андреевича (отсутствующая, например, у Цезарю Кюи) способность к постижению корневой славянской мелодики (особенно в ее фольклорно-сказочном преломлении), отразившейся во многих его произведениях. Его старший брат — Воин Андреевич — был известным контр-адмиралом. Под его влиянием Римский-Корсаков окончил Морской кадетский корпус и несколько лет плавал на клипере «Алмаз». Сведения и впечатления, собранные в Англии, Норвегии, Польше, Франции, Италии, Испании, США и Бразилии также сыграли свою роль в творчестве композитора, а сам образ моря гениально воспроизведен в музыкальной картине, а затем и в опере «Садко». Римский-Корсаков не получил фундаментального образования, хотя помимо домашнего музицирования брал уроки у пианиста Фёдора Канилле. Но этот недостаток сполна компенсировала дружба с «кучкистами» Балакиревым (который был бессменным исполнителем его ранних произведений), Бородиным, Кюи и Даргомыжским. Как и прочие члены этого объединения, Римский-Корсаков испытал влияние Михиала Ивановича Глинки. При этом композиторский дар Николая Андреевича впитал в себя наследие и европейского программного симфонизма — особенно Гектора Берлиоза и Ференца Листа.
Перу Римского-Корсакова принадлежит 15 опер («Псковитянка», «Царская невеста», «Садко» и другие), 3 симфонии, симфонические произведения (важнейшая — «Шахерезада»), инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.
Хотя Римский-Корсаков в своем творчестве использовал и наследий богослужебной музыки Православной Церкви, главным предметом его «поклонения» все же была природа — прежде всего, русская природа. «Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем» — говорит сам композитор о причине написания оперы «Снегурочка». Пусть сам он говорит о «язычестве», но речь скорее идет о страстной любви ко всему национальному. «На своем веку Римский-Корсаков несколько раз испытывал прилив какого-то особенно восторженного преклонения перед красотой и мудростью природы, — пишет историк Игорь Кунин. — Так было в разгар увлечения сюжетом «Снегурочки», потом во время работы над оперой «Садко». Он готов был молиться кривому, вывороченному из земли пню, вековому дубу, лесному ручью, озеру и даже большому кочану капусты, черному барану, петушиному звонкому крику. Ему чудилось тогда, что животные, птицы, даже просто деревья и цветы более сведущи, чем люди, что им понятнее язык природы. В эти минуты восторга мир казался ему ближе. Он был великим сказочником. Не только потому, что умел музыкой пересказывать смешные или грустные сказки, создавать музыкальные былины и сказания, строить небывалые чертоги. Римский-Корсаков был сказочником, потому что в сказке видел целый мир народной выдумки, в старинном обряде — забытый смысл, в забытом поверье — красоту. Он был поэтом и живописцем в звуках».
Римский-Корсаков с 1871 года был профессором Санкт-Петербургской консерватории, где руководил классами практического сочинения, инструментовки и оркестровым, был инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873—1884), директором Бесплатной музыкальной школы (1874—1881), дирижёром симфонических концертов (с 1874), а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллы (1883—1894), возглавлял Беляевский кружок (с 1882). Римский-Корсаков создал целую композиторскую школу и воспитал плеяду гениальных сочинителей, музыковедов, музыкантов и дирижёров. Достаточно сказать, что его учениками были Сергей Прокофьев и Игорь Стравинский.
Умер композитор 21 июня 1908 года и первоначально был похоронен на Новодевичьем кладбище. В 1934 год его прах перенесли на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.