Театральный летописец 23 марта 1861 года скончался Пимен Николаевич Арапов, драматический писатель, журналист и первый историограф русского театра

Арапов

23 марта 1861 года скончался Пимен Николаевич Арапов, драматический писатель, журналист и первый историограф русского театра. Он похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).
Пимен Арапов был средней руки журналистом, писавшим в раздел театра для «Вестника Европы», «Благонамеренного», «Сына Отечества», «Северной пчелы». В последней он работал в качестве, как мы бы сейчас сказали, штатного заграничного корреспондента. Для московских и петербургских театров он переводил и сочинил около 20 пьес. Все они благополучно забыты. Стоит также упомянуть об изданном в 1830 году совместно с Дмитрием Новиковым литературно-музыкальном альбоме «Радуга», о «Драматическом альбоме», куда вошли портреты и биографии знаменитых русских артистов, снимки старинных афиш и редких рукописей о московском театре, исторические очерки по усовершенствованию русского театра, а также о книге «Драматический букет» — собрании портретов русских актрис.
Однако в историю Арапов вошел всего одной книгой, которой в напечатанном виде писатель при жизни не увидел. Речь идет о «Летописи русского театра», первой в истории России полноценном историческом исследовании этой сферы искусства. Книга состоит из трех разделов. Первый охватывает период с 1673 года, когда при дворе Алексея Михайловича появилась постоянно действующая театральная труппа (костяк ее составляли немцы), до конца правления Елизаветы Петровны. Второй — период царствования Екатерины Великой и Павла I, и третий — время правления Александра I. Арапов пишет в предисловии: «Собирая в продолжение многих лет материалы для хроники русского театра, единственно по неутомимой любви моей к драматическому искусству, составил я, по возможности, не историю, ибо история театра потребовала бы гораздо обширнейшего объема драматического искусства, но верный обзор всего, что произошло от начала мистерий в России до настоящего времени в нашей театральной сфере. Цель моя будет достигнута, если мой труд будет принят благосклонно просвещенными любителями театра, если летопись моя будет признана за справочную книгу репертуаров русских спектаклей и если чрез то получу прав думать, что и я мог в некотором отношении быть русскому театру полезным». В «Летописи» Арапов пользуется самыми различными источниками: театральными постановлениями различных царствований, штатными расписаниями, сведениями о бывших директорах театров, о драматических писателях и артистах, репертуарами различных театров, надписями, рассказами, стихотворениями. Важным источником также стали «дневные журналы весьма умного и наблюдательного артиста Андрея Васильевича Каратыгина, находившегося некоторое время режиссером драматической труппы при драматическом театре, и прослужившего 26 лет в ведении дирекции. В журналах своих он, с 1794 года по 1832 год, отмечал ежедневно (число в число, последовательно по годам) все, что происходило на русской сцене, со всей подробностию». Другие представители семейства Каратыгиных тоже упомянуты Араповым в качестве важных информантов.
В молодости Арапов был довольно высокопоставленным чиновником. В частности он служил вице-губернатором в Саратове и Новгороде. О нем упоминает Герцен в книге «Былое и думы»: «Жизнь наша в Новгороде шла нехорошо. Я приехал туда не с самоотвержением и твердостью, а с досадой и озлоблением. Вторая ссылка с своим пошлым характером раздражала больше, чем огорчала; она не была до того несчастна, чтобы поднять дух, а только дразнила, в ней не было ни интереса новости, ни раздражения опасности. Одного губернского правления с своим Элпидифором Антлоховичем Зуровым, советником Хлопиным и виц-губернатором Пименом Араповым было за глаза довольно, чтобы отравить жизнь».
Не будем обижаться на Александра Ивановича. Тогда он еще не знал Арапова — историка.