Несчастный композитор 28 марта 1881 года скончался Модест Петрович Мусоргский, русский композитор, член «Могучей кучки»

Мусоргский

28 марта 1881 года скончался Модест Петрович Мусоргский, русский композитор, член «Могучей кучки». Его прах покоится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).
Мусоргский — самый несчастный из всех участников «Могучей кучки». Возможно, в этом виноват его сложный характер, а может быть сам его талант, непонятный многими современникам. Хотя Мусоргский с 19 лет был известен в музыкальных кругах, свой первый серьезный замысел он осуществил только в 25, когда на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге состоялась премьера второй редакции оперы «Борис Годунов». Первая была отвергнута репертуарным комитетом. Да и вторая не имела успеха ни у критиков, ни у публики. Чаще всего она исполняется в обработке Римского-Корсакова, но сейчас возрождается интерес и к авторским редакциям. Прочие оперные произведения Мусоргского и вовсе не доведены до конца. Можно только благодарить Бога, что у великого композитора были великие друзья (прежде всего Римский-Корсаков и Кюи), а также композиторы — почитатели его творчества (Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Михаил Ипполитов-Иванов), которые отредактировали и оркестровали и «Хованщину», и «Сорочинскую ярмарку», и «Женитьбу», и «Саламбо». Кроме того, Мусоргскому принадлежат несколько вокальных циклов, симфоническая картина «Ночь на Лысой горе», романсы, песни и, конечно, замечательный фортепианный цикл «Картинки с выставки».
«Вся музыка «Картинок с выставки», — пишет биограф Мусоргского Георгий Хубов, — вылилась на нотную бумагу быстро — менее чем за двадцать дней (между 2 к 22 июня) большая фортепианная сюита из десяти пьес с интермедиями приняла совершенно законченный вид. Замысел ее возник в начале семьдесят четвертого года, под впечатлением посмертной выставки работ талантливого художника и архитектора Виктора Гартмана, с которым Мусоргский был связан узами сердечной дружбы… Рассказывая о заинтересовавших его «картинках» друга, Мусоргский одушевляет их музыкою, обогащает новым сюжетным развитием, придает им живость сценического движения, сверкающего неожиданными контрастами».
То, почему Мусоргскому при жизни удавались малые формы, и совсем не удавались большие симфонические полотна (за исключением оперных произведений, которые он все же никак не мог завершить), можно уяснить из этой цитаты: «Воистину — пока музыкант художник не отрешится от пелёнок, подтяжек, штрипок, до той поры будут царить симфонические попы, поставляющие свой талмуд 1-го и 2-го издания как альфу и омегу в жизни искусства… Я не против Симфонии, но против симфонистов — неисправимые консерваторы». Вот так. Симфония для композитора — синоним ретроградства.
При том, что «Могучая кучка» как объединение в исторической перспективе показала свою эффективность, поскольку смогла сохранить даже те произведения своих членов, которые не были завершены, сам Мусоргский на определенном этапе своей жизни в объединении разочаровался. «На первом показывании 2-го действия «Сорочинской ярмарки», — писал он поэту Арсению Голенищеву-Кутузову, — я убедился в коренном непонимании музыкусами развалившейся «кучки» малорусского комизма: такою стужей повеяло от их взглядов и требований, что «сердце озябло», как говорит протопоп Аввакум. Тем не менее, я приостановился, призадумался и не один раз проверил себя. Не может быть, чтобы я был кругом не прав в моих стремлениях, не может быть. Но досадно, что с музыкусами развалившейся «кучки» приходится толковать через «шлагбаум», за которым они остались». В последние годы композитор страдал от нервного расстройства, много пил и, в конце концов, умер в военном госпитале, куда был помещен после приступа белой горячки.
Похоронен композитор был на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В 1935—1937 годах в связи с реконструкцией и перепланировкой кладбища площадь перед монастырем была существенно расширена и линия Тихвинского некрополя была перенесена. Существует версия, что могила Мусоргского при этом была закатана асфальтом и на месте его захоронения ныне находится автобусная остановка. И после смерти композитор несчастен…
В интервью журналу «Вода живая» начальник Отдела мемориальной скульптуры Государственного музея городской скульптуры Юрий Минаевич Пирютко заявил: «Могилы Мусоргского и Бородина были по христианской традиции ориентированы с запада на восток, и памятник был установлен в ногах покойного. Сейчас они ориентированы иначе, потому что их передвигали люди, которые в Бога не верили. Но это, на мой взгляд, не так страшно, ведь могилы находятся рядом с памятниками, а значит, их, по крайней мере, не вскрывали».