Господин оформитель 3 апреля 1833 года скончался Степан Степанович Пименов, скульптор русского классицизма

Пименов

3 апреля 1833 года скончался Степан Степанович Пименов, скульптор русского классицизма. Его прах покоится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).
Равноапостольный Владимир и Александр Невский у входа в Казанский собор, Геркулес и Антей перед входом в Горный институт, Платон и Гомер на фасаде «Публички», Фемида, награждающая воинов и ремесленников на фронтонах боковых портиков Адмиралтейства, фигура Славы на Нарвских триумфальных воротах, колесница Аполлона на аттике Александринского театра. Все упомянутые скульптурные шедевры принадлежат Степану Пименову.
Этот ученик Михаила Козловского и Ивана Прокофьева, воспитанник Академии художеств, в которой он сам проработал в качестве преподавателя почти до самой смерти, вошел в историю как скульптор-оформитель. Его статуи украшают известнейшие архитектурные шедевры Андрея Воронихина, Карла России и Андреяна Захарова. Многолетним другом, сотрудником и одновременно соперником Пименова был другой выдающийся скульптор — Василий Иванович Демут-Малиновский.
В 1809—1830 годах Степан Степанович также заведовал скульптурной частью Императорского фарфорового завода, по его моделям изготовлялись вазы, посуда и статуэтки.
Самое известное, пожалуй, произведение Пименова — колесница Славы на арке Главного штаба. «В день приезда государя открыли поставленную на арке Главного штаба колесницу, запряженную шестью лошадьми, гений славы — в одной руке с венком, а другою опирающийся на жезл, на конце коего виден русский двуглавый орел, стоит в ней. — Все вылито из чугуна на казенных заводах и обшито вызолоченною медью. Площадь и Главный штаб много выиграли от сего украшения» — писал в своем дневнике мемуарист, друг Пушкина, Алексей Николаевич Вульф.
В 1914 году поэт-футурист Бенедикт Лившиц посвятил произведению Пименова стихотворение:

Копыта в воздухе, и свод
Пунцовокаменной гортани,
И роковой огневорот
Закатом опоенных зданий:
Должны из царства багреца
Извергнутые чужестранцы
Бежать от пламени дворца
Как черные протуберанцы.
Не цвет медузиной груди,
Но сердце, хлещущее кровью,
Лежит на круглой площади,
Да не осудят участь вдовью!
И кто же, русский, не поймет,
Какое сердце в сером теле,
Когда столпа державный взлет —
Лишь ось кровавой карусели?
Лишь ропоты твои, Нева,
Как отплеск, радующий слабо,
Лелеет гордая вдова
Под куполом бескровным Штаба:
Заутра бросится гонец
В сирень морскую, в серый вырез —
И расцветает, наконец,
Златой адмиралтейский ирис.
Сын Степана Пименова — Николай — тоже известный скульптор, автор статуи мальчика, играющего в бабки, которой Александр Пушкин посвятил известное четверостишие.
Степан Степанович был похоронен на Смоленском кладбище. Первоначально надгробие над ней представляло собой мраморную стелу, созданную Николаем Пименовым, с бронзовым бюстом (скульптор Н.И. Подозеров). Это надгробие было утрачено. В 1936 году прах обоих Пименовых был перемещен в Некрополь мастеров искусств, а в 1940 году над могилой установлен новый памятник с использованием гранитного жертвенника работы неизвестного мастера 1830-х гг.