Прекрасная Вера 5 апреля 1870 года ушла из жизни Вера Александровна Лядова, российская певица (сопрано), балерина, артистка оперетты

Лядова

5 апреля 1870 года ушла из жизни Вера Александровна Лядова, российская певица (сопрано), балерина, артистка оперетты. Она похоронена на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).
Лядовы. Сложно представить более музыкальную семью. Отец — Александр Николаевич — балетный дирижёр императорских театров; дядя Константин — главный капельмейстер русской оперы в Петербурге. Двоюродный брат — Анатолий Константинович — русский композитор, дирижёр, педагог, а двоюродная сестра — Лядова-Сариотти — актриса Александринского театра. На этом фоне легко было потеряться. Но Вера Александровна Лядова не потерялась. С самых юных лет она была успешна и в комедии и в оперетте и в балете.
Начинала она, впрочем, именно как балерина, участвуя в партиях текущего репертуара балетмейстера Артура Сен-Леона. Барабанщик королевы (балет «Пакеретта» Бенуа), Грациелла («Грациелла, или Любовная ссора» Пуньи), Амур («Фиаметта» Минкуса), Фенелла в опере «Немая из Портичи», Лиза в «Тщетной предосторожности» — вот наиболее известные роли Лядовой.
Драматическая ее карьера началась в 1865 году на сцене Каменностровского театра, где она исполнила главную роль в водевиле «Барская спесь, или Анютины глазки». Потом были пьесы в Красносельском театре, но настоящий успех ей принесла оперетта «Прекрасная Елена» Жака Оффенбаха, которая была поставлена в Александринском театре в 1868 году. Журнал «Будильник» писал: «„Прекрасную Елену“ невиданный успех сопровождал с первых же представлений. Билеты на спектакль добывались чудом — лишь по предварительной записи в театральной конторе; „стоны, обмороки, проклятия — вот что совершается перед кассою во время раздачи билетов“». Ему вторили «Отечественные записки»: «Театр постоянно полон, билеты достаются с величайшим трудом, за них платят вдвое, втрое, впятеро противу настоящей цены».
Актер XIX века — существо вполне бесправное, как и любой рабочий, слабо защищенное от сверхэксплуатации. К тому же вынужденное терпеть немилость журналистской братии. Именно эти два обстоятельства — перегруженность работой и травля, которую (на пустом месте) устроили Лядовой в прессе — свели ее в могилу. В 1869 году она ушла из балета и от мужа, а в 1870-м в 31 год ушла из жизни.
Гроб несли на руках артисты императорских театров до самого Смоленского кладбища. А за ними следовала огромнейшая толпа. В 1936 году ее прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств.