Истинно праведный 11 апреля 1845 года скончался Николай Семёнович Мордвинов, русский флотоводец и государственный деятель

Мордвинов

11 апреля 1845 года скончался Николай Семёнович Мордвинов, русский флотоводец и государственный деятель. Он покоится на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь XVIII века).
Природный разум твой, твой нрав, твои науки,
Твоя к отечеству любовь,
Мордвинов! по тебе суть верные поруки,
Что вся твоя нам жертва кровь.
Героя дух прямаго
Есть общественно благо;
Достоинства его
Честь племени всего.
Так писал в 1796 году о Николае Мордвинове поэт Василий Петров. В этот период Николай Семенович, вице-адмирал, герой русско-турецкой войны 1787-1791 годов, участник штурма Очакова — уже ушел с военной службы, потому что поссорился с Потемкиным. Мордвинов вообще все время оказывался в центре конфликтов. Будучи председателем Черноморского адмиралтейского правления, враждовал с администратором Новороссии Дерибасом. Потом в царствование Александра I — с генералом Чичаговым. А потом — как ставленник Сперанского — с партией, проводившей политику, отличную от политики Михаила Михайловича. При этом падая с административной вершины, он всегда оказывался на ней вновь: член Адмиралтейской коллегии, министр морских сил, Член государственного совета и председатель департамента государственной экономии, председатель департамента гражданских и духовных дел, председатель Вольно-экономического общества, член Российской академии…
На всех этих постах (за исключением морского министерства, в котором Николай Семенович проработал всего три месяца) Мордвинов стремился проводить свои оригинальные идеи. Он выступал сторонником государственного протекционизма в экономической сфере, направленного на поддержание отечественной промышленности и промышленного капитала. Этот протекционизм предполагал, что национальное предпринимательство должно развиваться интенсивными методами, за счет внедрения инноваций, а не за счет использования дешевой рабочей силы. Не случайно он стремился поддержать низшие слои населения, в частности крестьян, которые, как он полагал, должны постепенно выкупать землю и освобождаться от крепостной кабалы. С другой стороны, он предлагал наличный слой аристократии трансформировать в крупную буржуазию, дав ей деньги и политические права. Мордвинов — один из самых глубоких экономико-политических мыслителей XIX века. Его наследие составляет более 5000 страниц. Перу Николая Семеновича принадлежит в частности брошюра «Некоторые соображения по предмету мануфактур в России и о тарифе», а также многие служебные записки, которые де факто являются научными трудами.
Единственный из членов Верховного уголовного суда в 1826 г. Мордвинов отказался подписать смертный приговор декабристам. Константин Рылеев посвятил ему оду «Гражданское мужество»:
Муж добродетельный нам дан;
Уже полвека он Россию
Гражданским мужеством дивит;
Вотще коварство вкруг шипит —
Он наступил ему на выю.
Скончался Николай Семенович 11 апреля 1845 года. По словам его дочери, «с 28-го числа он уже не вставал с кровати, и жизнь его угасала постепенно, без страданий. Все дети его и внуки окружали его неотлучно; хотя он не говорил уже и не просил ничего, не открывал глаз последние два дня, но когда мы давали ему с чайной ложечки питье, то он пожимал руку в знак, что он чувствовал до последней минуты. Тихая и покойная смерть праведника поразила всех нас; при всей скорби утешительно для каждого близкого видеть такую христианскую кончину. Она осталась для нас незабвенною… Когда узнали в городе о его кончине, множество лиц разного сословия приходили ему поклониться, и как на это не было запрещения, то последний день пред выносом, можно сказать, приходили толпою, особенно купечество и моряки, большая часть совершенно незнакомых. Много было и тех, которые с горестью приходили поклониться и оплакивали своего благотворителя. На вынос моего отца приезжали государь и великие князья и за гробом прошли всю площадь. Он похоронен в Александро-Невской лавре, и когда во время преждеосвященной литургии вносили его в церковь, в ту минуту раздалось умилительное трехголосное пение как бы самих ангелов: «Да исправится молитва моя!.. «, что очень тронуло многих. В Александро-Невской лавре положены родители его и многие родные. Неделю спустя мы говели; отрадно мне было слышать слова уважаемого нашего духовника, который последнее время часто навещал моего отца, сочувствуя нашей горести; он мне сказал: «Четыре года я посещал сего смиренного, великого христианина и признаю его за истинно праведного»».