Театр, Биржа, иконостас 12 апреля 1760 года родился Жан Тома де Томон, французский архитектор, рисовальщик, представитель зрелого классицизма, работавший в России

Томон

12 апреля 1760 года родился Жан Тома де Томон, французский архитектор, рисовальщик, представитель зрелого классицизма, работавший в России. Его прах покоится на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры (Некрополь XVIII века).
Этот выходец из швейцарского Берна изучал архитектуру в Парижской академии, а затем в Риме. Наибольшее впечатление в Вечном городе на него произвели строения имперского периода. Потому он стал строгим классицистом. Тома де Томон прославился после того, как в начале 1790-х годов осуществил реконструкцию галереи Ланьцутского замка, принадлежавшего княжескому роду Любомирских. В Австрии, куда архитектор переехал в 1794 году на службу роду Эстерхази, до сих пор стоят два его маленьких произведения: здание одной из венских школ и здание бань в Айзенштадте. Также Тома де Томон был известен как пейзажист в духе Гюбера Робера и Гаспара Пуссена.
Главные свои шедевры архитектор создал в России, куда он был приглашен в 1799 году Александром Голицыным. Последний узнал о нем через двоюродного брата, русского посла в Вене Дмитрия Михайловича Голицына. Тома де Томон стал преподавателем в Академии художеств и в Институте корпуса инженеров путей сообщения. Также он работал инвентором (изобретатель рисунков) на Императорском Стеклянном Заводе в Санкт-Петербурге. За 14 лет, проведенных на русской земле, Тома де Томон построил старый оперный театр и военный госпиталь в Одессе, монумент Славы в Полтаве в честь столетия Полтавской битвы, фонтаны вдоль дороги из Петербурга в Царское Село (один из них сейчас находится у Казанского собора и еще один — в Московском парке Победы), мавзолей Павлу I в Павловске, Сальный буян (торговые склады) на Неве, а также переделал Большой театр и дом графини Александры Лаваль в Санкт-Петербурге.
Но главные его творения — визитные карточки Санкт-Петербурга — здание Биржи и стрелка Васильевского острова с двумя пологими спусками к Неве и ростральными колоннами. Они составляют единый ансамбль. Биржа выстроена по образцу языческого храма Геры в греческой колонии Пестум (35 км от Салерно). Именно эти постройки Тома де Томона вспоминал, совершая путешествие на Кавказ, Александр Грибоедов: «[я] …вообразил себя на одной из ростральных колонн петербургской биржи. Оттуда я накануне моего отъезда любовался разноцветностию кровель, позолотою глав церковных, красотою Невы, множеством кораблей и мачт их. И туда взойдет некогда странник (когда один столб может быть переживет разрушение дворцов и соборов) и посетует о прежнем блеске нашей северной столицы, наших купцов, наших царей и их прислужников».
При Николае I по рисункам Тома де Томона был сооружен главный иконостас Казанского собора, «весь из литого серебра тонкой чеканной работы; на него пошло около 100 пудов (1,6 т) серебра, часть которого пожертвована донскими казаками, отбившими при отступлении французов в 1812 году серебряную утварь, награбленную в московских церквях» (Василий Авсеенко).
Жан Тома де Томон скоропостижно скончался в 1813 году. Похоронили архитектора на Смоленском кладбище. Но в 1955 году его прах был перенесен в «Некрополь XVIII века».