Осторожный победитель 16 апреля 1809 года скончался Василий Яковлевич Чичагов, российский мореплаватель и флотоводец

Чичагов

16 апреля 1809 года скончался Василий Яковлевич Чичагов, российский мореплаватель. Он покоится на Лазаревском кладбище Александо-Невской лавры (Некрополь XVIII века).
«С тройною силою шли шведы на него. Узнав, он рек: Бог защитник мой. Не проглотят они нас. Отразив, пленил и победы получил» — эти слова, выбитые на надгробии российского флотоводца Василия Чичагова, сочинены самой императрицей Екатериной Великой в честь победы под Ревелем. Царица выделила главное, с ее точки зрения, деяние Василия Яковлевича. Действительно, Чичагов командовал балтийским флотом и одержал верх над шведами в трех ключевых сражениях войны — Эландском, Ревельском и Выборгском. Но ни одна из этих баталий не походит на то, что описано Екатериной II. Напротив, во время русско-шведской войны Чичагов проявил себя как крайне осторожный флотоводец, который не решался вступать в открытый бой, не имея точных сведений о возможном подкреплении. Он никогда не рисковал ни кораблями, ни личным составом. Благодаря этому во всех трех случаях шведы избегали тотального разгрома. Например, по словам германского историка Альфреда Штенцеля, во время Выборгского сражения «шведы были обязаны своим спасением нерешительности Чичагова. Ему пришлось слишком долго ждать, когда, наконец, шведы будут прорываться сквозь его флот, а когда это, наконец, произошло, то из-за недостатка проворства на его кораблях, паруса были поставлены слишком поздно».
Русско-шведская война 1788-1790 годов закончилась, можно сказать, вничью. Однако, тот же Штенцель утверждает: «Россия все-таки доказала свою способность выступить на море в качестве великой державы… вскоре она сделалась второй по силе морской державой. Флот ее имел громадное влияние на окончание войны; на сухом пути все сражения кончались безрезультатно потому, что не было одновременных успехов и на море. В сущности говоря, армия была только правым флангом линейного флота, и успехи ее могли принести пользу только при условии господства флота на море». Заслуга Чичагова в этом очень велика. Он стал единственным из моряков ковалером ордена святого Георгия I степени «во всемилостивейшем уважении за отличные заслуги его, когда он, предводительствуя морскими силами в Балтийском море, после поражения неприятеля при Ревеле, держал в блокаде корабельный и галерный флоты в Выборгском заливе и напоследок 22 июня одержал над ними знаменитую победу с истреблением и пленением многих неприятельских кораблей, фрегатов и других судов».
Среди других деяний Василия Яковлевича стоит отметить экспедиции через Арктический бассейн к берегам Камчатки, организованные по инициативе Михаила Ломоносова. Хотя они не увенчались успехом, Чичаговым был собран богатейший материал о природе и географии Гренландского моря.
Во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов флотоводец был командиром Архангельского, Ревельского и Кронштадтского портов, успешно занимался обучением экипажей для балтийского флота, предлагал способы, позволяющий закладывать на верфях шесть кораблей вместо четырех.
Умелый организатор морского хозяйства, Чичагов первый свой бой провел в возрасте 48 лет, уже будучи контр-адмиралом. Во главе Донской флотилии он успешно организовал оборону Керченского пролива от турецкой эскадры. Произошло это 9 июня 1774 года. Ровно в этот же день Суворов разбил турок у Козлуджи. Через полтора месяца война закончилась Кючук-Кайнарджийским мирным договором.
Сын Чичагова Павел Васильевич так писал о флотоводце: «Он был истинно честный человек, почти беспримерного бескорыстия, при всеобщей склонности к взяточничеству и корыстолюбию, тогда как недостаток в средствах мог и его к тому же побудить. Он был набожен без суеверия, высоко ценил добродетель и гнушался пороком; трезвый и воздержанный по необходимости и врожденному вкусу, он со строжайшей добросовестностью исполнял свои обязанности в отношении к Богу и престолу. Чуждый всяких происков, он ожидал всего от образа своих действий и от Божественного Промысла, велениям которого подчинялся самоотверженно и в этом никогда не раскаивался».
Умер Василий Чичагов 16 апреля 1809 года и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Похороны почтил присутствием Император Александр I.