Магический резец 17 апреля 1835 года скончался Иван Петрович Мартос, выдающийся русский скульптор-монументалист

Мартос2

17 апреля 1835 года скончался Иван Петрович Мартос, выдающийся русский скульптор-монументалист. Он похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь XVIII века).
Наверное, многие, слыша фамилию «Мартос», предполагают, что речь идет об очередном иностранце, которыми столь обильно населен художественный Олимп русского XVIII и, в меньшей степени, XIX века. Однако Иван Петрович — действительно, Иван Петрович. Этнический малоросс (греческие предки теряются во тьме веков), представитель мелкопоместного дворянского рода.
Один из первых воспитанников Императорской академии, ученик Помпео Баттони и Антона Менгса, которые во время пребывания Ивана Петровича в Риме помогали ему осваивать рисование с натуры. В 1779 году Мартос был определён преподавателем ваяния в Академии, в 1794-м был уже старшим профессором, в 1814 году — ректором и, наконец, в 1831-м — заслуженным ректором скульптуры. Он был любимым ваятелем трех императоров — Павла I, Александра I и Николая I.
В Санкт-Петербурге Иван Петрович в основном отметился надгробными памятниками. Мартос вообще был одним из первых, кто стал создавать надгробные скульптурные композиции. Памятники Екатерины Гагариной и Алексею Турчанинову на Лазаревском кладбище, надгробия Никиты Панина, Александру Нарышкину, Елене Куракиной и Лазаревым в Благовещенской усыпальнице Александро-Невской лавры — выдающиеся произведения в этом печальном жанре. Бронзовая статуя Иоанна Крестителя украшает собой портик Казанского собора, а барельеф «Моисей источает воду из камня» расположена над одним из проездов в колоннаде этого же храма.
В разные годы Мартосом созданы памятник великой княгине Александре Павловне в дворцовом парке Павловска, скульптура в павильоне «Любезным родителям» Павловского парка, мраморная статуя Екатерины II в зале Московского дворянского собрания, бюст императора Александра I, изваянный для петербургского биржевого зала, памятник Александру I в Таганроге (уничтоженный в конце 1920-х годов, но в 1998 году отлитый заново), памятник герцогу де Ришельё в Одессе и т.д.
Но, конечно, самый известный шедевр Мартоса — памятник Минину и Пожарскому, хоть и передвинутый в 1931 году большевиками поближе к храму Василия Блаженного, но все-таки переживший советскую эпоху. Идея его создания возникла еще в 1803 году, но, поскольку завершающая стадия его изготовления пришлась на 1812 год, он и тогда и сейчас воспринимается как символ победы над Наполеоном, как символ единства русского общества перед лицом опасного врага. На одном из барельефов скульптор изобразил самого себя, отдающего двух сыновей на служение отечеству. К сожалению, один из них погиб в 1813 году во время иностранного похода Русской армии.
Мартос был похоронен на Смоленском кладбище. Его прах перенесли в Некрополь XVIII века в 1930-е годы.