Автор конституции, которой не было 20 апреля 1838 года скончался Николай Николаевич Новосильцев, русский государственный деятель, член Негласного комитета, президент Императорской Академии наук, кабинета министров, председатель Государственного совета

Новосильцев2

20 апреля 1838 года скончался Николай Николаевич Новосильцев, русский государственный деятель, член Негласного комитета, президент Императорской Академии наук, кабинета министров, председатель Государственного совета. Он был погребен в Усыпальнице Духовской церкви Александро-Невской лавры.
Воспитанник пажеского корпуса, участник войны со Швецией 1788—1790 годов и подавления восстания 1794 под руководством Костюшко в Польше и Литве, Николай Новосильцев возвысился в правление Александра I, став одним из ближайших сподвижников императора. Николай Николаевич участвовал в разработке реформаторских проектов, касающихся земледелия, торговли, ремесел, искусств и художеств. С 1803 по 1810 годы занимал пост президента Академии наук, был попечителем Петербургского учебного округа (в него входили все учебные заведения Архангельской, Санкт-Петербургской, Новгородской, Псковской и Олонецкой губерний).
С 1813 по 1831 годы Новосильцев, пребывая на различных должностях, занимался делами Царства Польского. С одной стороны, он причастен к созданию Конституционной Хартии Царства Польского 1815 года, которая даровала полякам свободы и права куда большие чем жителям русских регионов (данный факт является квинтэссенцией имперской политики нашего государства, которая в этом отношении оставалась неизменной весь XIX и XX век, да и по сей день национальные окраины находятся в привилегированном положении). С другой, Новосильцев жестоко боролся с гражданской самоорганизацией в польском обществе, что в конечном счете привело к восстанию 1831 года.
Неудача заставила Николая Николаевича вернуться в Санкт-Петербург. Любопытно, что в том же году польские повстанцы опубликовали текст составленной Новосильцевым Государственной уставной грамоты Российской империи. Строго говоря, это первый завершенный и внятно оформленный проект российской конституции. Он был доработан и написан по-французски П.И.Пешар-Дешаном, а затем переведен на русский поэтом Петром Вяземским. Конституция Новосильцева определяет, что «державная власть неразделима: она сосредоточивается в лице монарха», и что «государь есть единственный источник всех в империи властей: гражданских, политических, законодательных и военных». При этом документ вводит разделение властей. Особенно ярко Конституция декларирует независимость судебной власти: «Суды и лица носящие звание судей, в отправлении обязанности на них возложенной, действуют по законам и независимо ни от какой власти». Также документ настаивает, что «закон без всякого различия покровительствует равно всем гражданам». Вводится презумпция невиновности, свобода совести (при сохранении преимуществ православного вероисповедания), свобода печати и слова.
В последние годы жизни Новосильцев находился на вершине государственной власти. Был председателем Комитета Министров Российской империи и Государственного Совета Российской империи.
По свидетельству историка Дмитрия Николаевича Бантыш-Каменского, Новосильцев был «среднего роста, имел много приятностей в лице, несмотря на большую бородавку, которая находилась на правой щеке его; взгляд умный, верный; волосы как лен; доброе сердце; счастливую память; быстрое соображение; искусство убеждать; нрав хладнокровный, но вместе огненный, когда видел неправду; никого не оскорблял гордым приемом. Он знал греческий и латинский языки; совершенно: английский, французский и немецкий; посещая лекции вверенных ему университетов, удивлял профессоров своею начитанностью, глубокими сведениями, часто останавливая преподавателей мертвых языков, излагая свой образ мыслей насчет объясняемых предметов».
Он умер 20 апреля 1838 года и был погребен в Усыпальнице Духовской церкви Александро-Невской лавры. Надгробие над его могилой утрачено.