Три жизни владыки 12 мая 1912 года родился Михаил (Мудьюгин), епископ Русской православной церкви, архиепископ Вологодский и Великоустюжский, богослов

Mihail-Mudyyugin212 мая 1912 года родился Михаил (Мудьюгин), епископ Русской православной церкви, архиепископ Вологодский и Великоустюжский, богослов. Он похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Владыка Михаил прожил за свои 88 лет несколько жизней. Точнее сказать, его жизненный путь шел по спирали. На разных витках он выглядел по-разному, но легко увидеть, что все отрезки его рифмуются друг с другом, что в самом главном владыка все равно шел по христианской прямой. А еще и в начале и в конце была Александро-Невская лавра. Именно туда маленького Мишу водила мама на богослужение, именно там в воскресной школе он узнал азы веры, здесь он был посвящен в чтецы владыкой Вениамином Казанским… И последний дом архиепископ тоже нашел в Александро-Невской лавре — на ее Никольком кладбище.
Будущий владыка никогда не отступал от Церкви. Но не всегда был одинаково активен на церковном поприще. В юности он даже был приговорен к трехлетнему тюремному сроку за участие в религиозном кружке. Хотя приговор и был смягчен, Михаил Николаевич сделал свою религиозность такой, какой и желала ее видеть советская власть — сугубо приватной (если уж нельзя ее искоренить вовсе). Михаил Николаевич сделал неплохую карьеру, воспользовавшись советским социальным лифтом: из рабочего Путиловского завода стал лингвистом, а затем, переквалифицировавшись, теплоэнергетиком, кандидатом наук, доцентом Горного института…
В середине 1950-х началась вторая жизнь владыки — как церковного деятеля. Диакон, священник, после смерти супруги — инок, в 1966 году уже архимандрит и епископ Тихвинский. После этого номинального епископства владыка занимал еще две совсем не номинальные кафедры: Астраханскую и Енотаевскую, и Вологодскую и Великоустюжскую. Если до конца 1980-х он только сопротивлялся попыткам властей еще более сузить пространство церковной жизни (прежде всего, за счет закрытия церквей), то после выступил уже как активный строитель екклезиологического бытия: новые духовные училища, новые монастыри, новые храмы.
Третья жизнь владыки Михаила: духовное просвещение. Его организация (ректорство в ЛДА в 1966-1968 годах), преподавание (где только не преподавал владыка — от Духовной Академии до Теологического института Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии) и самостоятельное богословское творчество. Владыка был оригинальным мыслителем. В его сферу интересов входили, прежде всего, вопросы екклезиологии (учения о Церкви), а также сотериологии (учения о спасении). Сами по себе взгляды владыки были чрезвычайно спорными. Достаточно сказать, что он считал расхождения между православными и католиками второстепенными и легко (была бы «политическая воля») преодолимыми. Однако за этим, на наш взгляд, заблуждением стояло острое чувство утраченной общинности, утраченного единство между людьми, которые подлинно любят Иисуса Христа. В 1990-е годы отец Михаил был вдохновителем инициатив, направленных на усиление той смой внутрицерковной общинности — пусть в форме обычных приходских чаепитий, разговоров, споров, совместных молитв.
А в центре жизни Владыки все равно оставалась молитва. «Владыка любил служить, и его горячая молитва всегда была примером для пастырей, сослуживших ему у Престола Божия. — Вспоминает протоиерей Евгений Палюлин. — Молился сосредоточенно, нередко крепко сомкнув глаза. Стоящие рядом с ним священнослужители могли не пользоваться служебником, так как молитвы владыка всегда произносил вслух, внятно и проникновенно. Отдельные моменты богослужения, такие как анафору, переживал очень глубоко, молился крепко, настолько, что нередко на лбу и лице выступала испарина. Это глубокое переживание передавалось не только нам, стоящим рядом с архипастырем, но и всем молящимся в храме».