Первая в воздухе 15 мая 1916 года скончалась Лидия Виссарионовна Зверева, первая русская женщина-пилот

Зверева

15 мая 1916 года скончалась Лидия Виссарионовна Зверева, первая русская женщина-пилот. Она похоронена на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
«На Гатчинском военном аэродроме экзаменовалась на звание пилота Лидия Виссарионовна Зверева. В четыре часа утра на аэродроме собралось несколько авиаторов, военных летчиков и много посторонней публики. Смелая авиатриса спокойно села в аэроплан «Фарман» и, взлетев на высоту пятьдесят-шестьдесят метров, описала в воздухе пять восьмерок. Госпожа Зверева сумела сделать и весьма точный спуск». Этим прозаическим газетным сообщением открылась одна из самых важных страниц в истории воздухоплавания. Впервые за штурвалом самолета оказалась женщина. Лидия Зверева. Отвечая на вопрос корреспондента о своих планах, она заметила: «Открывая путь в авиацию для русских женщин, я приглашаю их следовать за мной к полной победе над воздухом». Вскоре в воздух поднялись Евдокия Анатра, Евгения Шаховская и Любовь Голанчикова.
Лидия Зверева прожила всего 26 лет. Последние 6 из них — среди облаков. Участвовала в демонстарционных полетах в центральных регионах России и на Кавказе. В Риге (а точнее в рижском пригороде Зассенгофе) вместе со своим вторым мужем организовала фирму по ремонту и постройке самолетов (первое в России, возглавляемое летчиками, а не инженерами), а также небольшую летную школу. Именно здесь она первой из женщин пилотов совершила «мертвую петлю». Именно здесь Зверева и Слюсаренко разработали собственную модификацию французского самолета «Фарман-16» и представили ее Военному министерству. «Рижский вариант «Фарман XVI» был признан приемщиками очень удачным. — пишет историк авиации Александр Пронин. — Он имел одну кабину, укороченные крылья и развивал скорость до 130 км/ч. В октябре 1913 года первые аэропланы этого образца были сданы Военному министерству и превосходно себя показали на испытаниях. В историю отечественного самолетостроения они вошли под названием «Фарман Слюсаренко». Важные изменения Слюсаренко и Зверева внесли и в истребитель «Ньюпор-4», изготовление которого также было поставлено у них на поток». Во время первой мировой войны Рига оказалась на линии фронта и предприятие перебазировался в Петроград и производило теперь самолеты для русского воздушного флота.
Лидия Зверева скончалась от тифа в мае 1916 года. Во время ее похорон над кладбищем кружили «Фарманы». Могила первой женщины-авиатора не сохранилась.