Серб‑просветитель 3 июня 1814 года ушел из жизни Фёдор Иванович Янкович де Мириево, сербский и российский педагог, разработчик и активный участник реформ образования в Австрийской и Российской империях во второй половине XVIII века

Янкович

3 июня 1814 года ушел из жизни Фёдор Иванович Янкович де Мириево, сербский и российский педагог, разработчик и активный участник реформ образования в Австрийской и Российской империях во второй половине XVIII века. Он похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь XVIII века).
Выходец из знатного сербского рода, воспитанник Венского университета Фёдор Иванович Янкович де Мириево уже в возрасте 32 лет получил возможность применить свои педагогические взгляды на пространстве огромной Австрийской империи. Он стал проводником задуманной императрицей Марией Терезией реформы: по примеру Пруссии в Австрии вводилась ступенчатая система образования, а также система подготовки учителей, вводилась особая учебная администрация.
В 1782 году по приглашению Екатерины Великой Фёдор Иванович приступил к реализации аналогичного реформаторского замысла в России. Де юре он стал сотрудником-экспертом комиссии народных училищ, но де факто был в ней едва ли не главным действующим лицом. Он организовал учительскую семинарию, в которой готовились кадры для учебных заведений, разработал систему народных школ, которые должны были составлять три разряда: малые школы (двухклассные), средние школы (трехклассные) и главные школы (четырехклассные) (позже к ним прибавились приравненные в правах частные школы), написал 12 учебников по священной и гражданской истории, по географии и грамматике, составил для народных школ программу и методические рекомендации — как образовательного, так нравственно-воспитательного характера.
В соблюдении учителями христианских заповедей Фёдор Иванович видел залог успешности педагогического процесса. Он выделял такие качества учителя, как благочестие, любовь, бодрость, терпение и прилежание. Про мнению де Мириево учителя, не исполняющие своего долга, грешат «а) пред богом, когда небрегут преподавать наставления те, которыми распространяется богопознание, богопочтение, богослужение; б) пред правительством, от которого они для учения сего приняты и в должность свою поставлены, когда небрегут делать детей способными ко службе правительства и государства; в) пред родителями учеников, которые за детей своих платят, когда не стараются обучать детей за обыкновенную плату тому, чему обучить их должно; г) пред детьми, когда о них худо пекутся, ибо учителям надобно будет отвечать за их невежество и за все дурные оного следствия; д) пред собою, ибо подвергают себя чрез то страшному суду божию, отягощают свою совесть, из упущения должности своей подпадают опасности вечной казни».
Замыслы Янковича де Мириево, который, по большому счету, был всего лишь проводником идей эпохи Просвещения, никогда осуществлены не были. Точнее сказать, они коснулись лишь небольшой части российского общества. Массовое образование пришло в Россию совсем в другую эпоху и на совершенно иных идеологических основаниях.
Фёдор Иванович в царствование Александра I утратил свое влияние и в 1804 году отошел от дел. Скончался он 3 июня 1814 года. На его надгробии на Лазаревском кладбище выбита эпитафия:
Под сим покоитеся, драгия,
До часа страшныя трубы
Въ селеньях мирныя, благия,
О Боже, их вчини судьбы.