Выстрадавший свободу 9 июня 1934 года родился Михаил Юханович Садо, советский и российский лингвист, семитолог, политический и общественный деятель ассирийского происхождения

Sahdaв

9 июня 1934 года родился Михаил Юханович Садо, советский и российский лингвист, семитолог, политический и общественный деятель ассирийского происхождения. Его прах покоится на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
И научная, и преподавательская и общественная деятельность Михаила Юхановича преследовала одну цель — построение жизни на христианских началах. Именно такую задачу ставила перед собой Всероссийский Социал-Христианский Союз Освобождения Народа (ВСХСОН), одним из организаторов которого был Михаил Садо:
«…В начале шестидесятых годов группа молодых людей объединилась для того, чтобы выразить свою боль за поруганную Россию, ее веру, традиции, — говорил Михаил Юханович в одном из интервью. — Мы хотели защитить свою страну, сказать людям: “очнитесь от колдовского сна”. Мы знали, что будем арестованы и, возможно, погибнем. Но поступать иначе нам не позволяла совесть… Мы знали, что русских, то есть православных, в стране не много, и даже листовок не расклеивали, понимая безнадежность этого занятия. Единственным направлением нашей работы было привлечение к христианской культурной работе организации всех честных людей, с которыми нас сводила жизнь».
Советская власть поставила в вину этим молодым людям организацию государственного переворота. Михаил Садо пробыл в лагерях 13 лет (1967-1980). Выходец из ассирийской семьи, знаток семитских языков (выпускник Восточного факультета ЛГУ), еще в 1960-е годы организовавший в своей квартире кружок по изучению языка ассирийцев, по выходу из застенков Михаил Юханович смог найти работу по специальности. Ректор Ленинградской духовной академии архиепископ Кирилл (Гундяев) взял его преподавателем древнееврейского и арамейского языков, а также Библейской археологии. Садо трудился на посту помощника заведующего библиотекой СПбДА.
Главный научный труд жизни Михаила Юхановича — «Материалы к биографическому словарю ассирийцев в России». Автором труда является, правда, его сын иеромонах Стефан (Садо), однако в основу монографии легли материалы собранные самим Михаилом Юхановичем.
Михаил Садо — одна из самых ключевых фигур в ассирийской диаспоре России. Он — основатель частной ассирийской школы просвещения в Ленинграде, первых ассирийских всесоюзных фестивалей-слётов ассирийской интеллигенции в Москве и Ленинграде, председатель Ассоциации «Атур», член координационного совета Ассирийского Международного Конгресса. Наконец, именно его усилиями на Левашовском мемориальном кладбище был установлен памятник ассирийцам-жертвам сталинских репрессий («Ассирийский мартиролог»).
Михаил Юханович скончался 30 августа 2010 года. Отпевание усопшего состоялось 1 сентября в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. Ректор духовной академии епископ Гатчинский Амвросий, который совершил заупокойное богослужение, в своем надгробном слове сказал: «Михаил Юханнович пришел в Церковь в то время, когда каждый заходящий в храм попадал в определенный список. Но он не принимал атеистическую идеологию советского государства. Нам нужно помнить таких людей — в годы гонений они выстрадали для нас свободу»