Адмирал‑ученый 12 июня 1882 года скончался Григорий Иванович Бутаков, русский военно-морской деятель, флотоводец, адмирал

Усыпальница_адмиралов_37

12 июня 1882 года скончался Григорий Иванович Бутаков, русский военно-морской деятель, флотоводец, адмирал. Его прах покоится на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Адмирал Бутаков — отнюдь не штабной человек. 17 ноября 1853 года во время Крымской войны он руководил 11-пушечным пароходофрегатом «Владимир», когда тот захватил турецкий пароход «Перваз-Бахри». Это был первый в истории бой паровых кораблей. Сражение при Инкермане, оборона Севастополя, бой за Малахов курган — во всех этих баталиях отличился Бутаков. Но в историю он вошел не как участник войны, а как теоретик подготовки к войне.
Григорий Иванович фактически является создателем парового броненосного флота России. Он не просто дал нашей стране новый род войск, он разработал методику его применения. О ней рассказывает главный теоретический труд Бутакова «Новые основания пароходной тактики». «Этот труд, — пишут историки Абрам Лурье и Александр Маринин, — состоящий из восьми глав и трехсот чертежей, изданный в 1863 году, явился первым теоретически обоснованным исследованием вопроса об эволюциях паровых кораблей. Его автор имел полное право заявить, что «Новые основания пароходной тактики» представляют собой «…последовательный свод найденных законов о пароходных эволюциих, это есть в своем роде первый шаг, первое явление на том поприще, где не было до сих пор… почти ничего»».
Другое детище Бутакова — миноносцы. Еще в середине сентября 1862 года Григорий Иванович провел испытания шестовой мины на броненосной канонерской лодке «Опыт» и по итогам испытаний доложил в Морское ведомство: «Всеми этими опытами Комиссия под моим председательством пришла к убеждению, что идея миноносных судов заготовляет нам возможность иметь самое сильное оружие из всех досель придуманных, а заряд в 1 пуд произведет страшное разрушение в неприятельском судне при совершенной безопасности от этого для минного судна». Бутаков учредил первую лабораторию минных опытов, а позже Минный офицерский класс и Минную школу для нижних чинов, разработал правила постановки мин на фарватерах, ввел первый в мире шлюпочный трал для обнаружения и уничтожения якорных мин.
Готовиться к войне, а не к параду, больше уделять внимание практике, понимать, что во время войны придется взаимодействовать с сухопутными войсками — вот чего требовал Бутаков от командиров . Но главное, что он желал в них видеть — это смелость и быстроту мысли. В одном из приказов по итогам боевой подготовки Бутаков писал: «В самом деле, кого били? Того, у кого механики давали пару упасть; того, кто останавливал машину и, в особенности, кто связывал себе руки, неосторожно давая машине задний ход. Таранили и того, чей глаз не навык резать вплотную стоящие на якоре корабли, потому что противник, обрезая искуснее, входил внутрь круга чужой циркуляции. Таранили чаще всего тех, кто давал противнику возможность поместиться у себя в кильватере и не уловчался выйти из этого оборонительного положения… А кто таранил? Таранил тот, кто, несмотря на высшую степень возбуждения, умел сохранить холодный расчет и, зорко следя за малейшими движениями противника, мгновенно пользовался самыми незначительными его ошибками».
По словам Абрама Лурье, «для последующих поколений русских моряков адмирал Григорий Иванович Бутаков был и остался примером, достойным подражания. Это был в полном смысле слова адмирал-ученый, в котором соединялись храбрость и организаторский талант, научное дерзание и дар широкого научного обобщения».
Бутаков был начальником штаба Черноморского флота, главным флагманом Балтийского, главным командиром Санкт-Петербургского порта. В конце жизни из-за придворных интриг он был отстранен от управления флотом и вскоре умер. Его наследие, как это ни парадоксально, оказалось востребованным только в советское время.
В 1880-е годы на деньги собранные моряками Балтийского флота на могиле Бутакова был установлен скульптурный постамент и бюст работы Матвея Афанасьевича Чижова. Бюст ныне находится в Государственном музее городской скульптуры.
Внук Бутакова, Григорий Александрович Бутаков во время Великой Отечественной войны командовал дивизионом канонерских лодок на Черном море. А его правнук, лейтенант Александр Григорьевич Бутаков  — катером-охотником на Балтике.