Враг норманизма, друг просвещения 13 июня 1816 года родился Степан Александрович Гедеонов, историк, драматург, искусствовед, первый директор Императорского Эрмитажа

Гедеон

13 июня 1816 года родился Степан Александрович Гедеонов, историк, драматург, искусствовед, первый директор Императорского Эрмитажа. Его прах покоится на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь XVIII века).
«Норманны не основной, а случайный элемент в нашей истории. Что, между тем, ни один из народов, обитавших в соседстве древней Руси, не принимал в ее жизни, в ее политичecкoм и внутреннем развитии того постоянного, деятельного участия, каким уже с первых годов IX века ознаменованы отношения скандинавского к русскому миру, — факт несомненный, естественный, истекающий как из географического положения обоих племен, так и из однородности их европейского организма. Отсюда и проявление в древнейшей истории Руси тех, всем известных случайностей, которые, при особом на них научном воззрении, могли дать повод к обращению примет знакомства в приметы родства и тем самым положили основание теории скандинавского происхождения Руси… Но уже одна возможность… разногласия исследователей, как явно основанная на отсутствии внутренних, фактических свидетельств о влиянии на Русь какого бы то ни было внешнего этнического начала, доказывает, что ни одна иноплеменная народность не вошла в состав словено-русского общества». В этом абзаце заключается основная идея обширной монографии «Варяги и Русь» Степана Гедеонова, самого талантливого, осведомленного и уважаемого в научном мире противника норманнской теории. Его труды по этому вопросу (до основной монографии им были изданы «Отрывки из исследований о варяжском вопросе») по замечанию Василия Ключевского «составили новую эпоху в развитии спора».
Степан Александрович работал в Археологической комиссии Академии художеств в Риме. Он выкупал античные древности для Эрмитажа (античные вазы и скульптуры, картины «Мадонна Литта» кисти Леонардо да Винчи и «Мадонна Конестабиле» Рафаэля). А когда стал во главе главного музея России (кстати, именно Гедеонов был первым директором Эрмитажа), наладил выпуск каталогов, пополнял коллекции и, самое главное, заботился о том, чтобы к шедеврам мирового искусства получили доступ как можно больше людей. До Гедеонова посещение музея — как сейчас посещение закрытого архива — было связано со сложной бюрократической процедурой.
Гедеонов — директор Императорских театров — фигура более противоречивая. Он прекрасно разбирался в театре, даже написал нашумевшую в свое время пьесу «Смерть Ляпунова» (Иван Тургенев посвятил ей большую снисходительную, ироничную рецензию), либретто к опере «Млада» Римского-Корсакова (по первоначальному замыслу в создании оперы должны были участвовать все четыре члена «Могучей кучки»), а в конце жизни драму «Василиса Мелентьева», полностью переработанную Александром Островским, которому Гедеонов благоволил. Он был обходителен и внимателен с актерами. Наконец, Гедеонов сделал многое для популяризации итальянской оперы в России. Но к драматическому театру он был равнодушен, а потому при нем это искусство стагнировало. Правда, по свидетельству Островского, когда «Гедеонов оставил службу, и непосредственное управление театрами перешло к [Карлу Карловичу] Кистеру» (это произошло в 1875 году), «поруганное русское искусство постепенно замирало в императорских театрах, а частные театры систематически убивались Кистером».
Гедеонов скончался 27 сентября 1878 года. Похоронен вместе с матерью. На их общем надгробии надпись: «Матери и сыну. Помяни нас Господи во Царствии Твоем».