Незаменимый человек 15 июня 1834 года скончался Виктор Павлович Кочубей, русский дипломат и государственный деятель, первый министр внутренних дел Российской империи

кочубей2

15 июня 1834 года скончался Виктор Павлович Кочубей, русский дипломат и государственный деятель, первый министр внутренних дел Российской империи. Его прах покоится в Лазаревской усыпальнице Александро-Невской лавры.
Полномочный министр в Константинополе — первая ответственная должность Виктора Павловича Кочубея, уроженца Диканьки, выходца и древнего казацкого рода, обласканного вниманием двора и самой императрицы Екатерины Великой. Не достигнув особенных успехов, не испытав и провалов, — он решал в основном мелкие торговые вопросы, — Кочубей вернулся в Россию. После неудачного опыта службы при дворе в царствование Павла, его ждало возвышение в царствование Александра Павловича. Он — член знаменитого Негласного комитета. Поэт и государственный деятель Иван Иванович Дмитриев называл Кочубея главой партии «молодых людей образованного ума, получивших слегка понятие о теориях новейших публицистов и напитанных духом преобразования и улучшений». Кочубей в комитете отвечал за внешнюю политику. Он придерживался той точки зрения, что России следует «поступать так, чтобы все державы дорожили ее дружбой, но не связывать себя никакими обязательствами подобно тому, как сделала покойная императрица, заключив в одно и то же время союзные трактаты с венским и берлинским дворами, коих интересы противоположны между собою». Именно Кочубей приблизил к себе Сперанского, именно он возложил на него осуществление плана по учреждению Государственного совета и министерств.
В 1802 году Кочубей стал министром иностранных дел. При нем к России была присоединена Грузия — против воли Виктора Павловича. Вскоре Кочубей оставил должность ради поста главы министерства дел внутренних, на котором прослужил до 1807 года. Кочубей сделал много для организации снабжения империи продовольствием, для развития различных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Однако, объективно говоря, он преимущественно сдерживал реформаторские устремления своего подчиненного — Сперанского. Во время войны 1812-1814 годов Кочубей прибывал в свите императора. В 1819-1823 годах вновь возглавил министерство внутренних дел, а с 1827 года был председателем Государственного совета, но ничем в этих должностях не прославился, решая в основном текущие вопросы.
Занимался он, конечно, и «полицейщиной». Например, ему на стол ложились доносы о «тайных обществах» и «союзах», которые формировались в вольнодумной дворянской среде. Нередко в этих доносах встречается имя Александра Пушкина, который, кстати, в юношеские годы был влюблен в дочь Кочубея Наталью Викторовну. Памятником этой любви стали несколько ранних стихотворений Пушкина, в том числе «Измены» 1814 года. Сам Кочубей, по некоторым воспоминаниям, восторгался «Евгением Онегиным». Это, однако, не помешало ему 13 августа 1828 года установить секретный надзор в месте жительства Пушкина. Среди черновиков поэмы «Полтава», героем которой стал один из предков Виктора Павловича, есть и портрет могущественного министра. Незадолго до смерти Кочубея Пушкин весьма критически высказался о проводимой главой Государственного совета политике. Речь шла о снабжении крестьян голодающих губерний: ««В голодный год должно стараться о снискании работ и о уменьшении цен на хлеб; если же крестьяне узнают, что правительство или помещики намерены их кормить, то они не станут работать, и никто не в состоянии будет отвратить от них голода… В обществе ропщут, — а у Нессельроде и Кочубея будут балы (что также есть способ льстить двору)». На этих балах Пушкин неоднократно присутствовал вместе с супругой.
О смерти Виктора Павловича Пушкин написал: «Тому недели две получено здесь известие о смерти кн. Кочубея. Оно произвело сильное действие; государь был неутешен. Новые министры повесили голову. Казалось, смерть такого ничтожного человека не должна была сделать никакого переворота в течении дел. Но такова бедность России в государственных людях, что и Кочубея некем заменить! Вот суждение о нем: Это был ум в высшей степени примирительный; никто не умел так хорошо, как он, решить какой-нибудь вопрос, привести меня к согласию, etc… Без него Совет иногда превращался только что не в драку, так что принуждены были посылать за ним больным, чтоб его присутствием усмирить волнение. Дело в том, что он был человек хорошо воспитанный, — и это у нас редко, и за то спасибо. О Кочубее сказано:

Под камнем сим лежит граф Виктор Кочубей.
Что в жизни доброго он сделал для людей,
Не знаю, черт меня убей.

Согласен; но эпиграмму припишут мне, и правительство опять на меня надуется».
Виктор Павлович был похоронен в Святодуховской церкви Александро-Невской лавры. В 1937 году его прах был перенесен в Лазаревскую усыпальницу.