Метроcтрой и оборона 26 июля 1904 года родился Иван Георгиевич Зубков, советский инженер, выдающийся специалист в области транспортного строительства

Зубков2

26 июля 1904 года родился Иван Георгиевич Зубков, советский инженер, выдающийся специалист в области транспортного строительства. Его прах покоится на Казачьем кладбище (бывшая Коммунистическая площадка) Александро-Невской лавры.
Зубков прожил всего 40 лет. Все те достижения, которыми он вошел в истории, относятся к последним четырем годам. В одном из некрологов сказано, что Иван Георгиевич начал трудовой путь с 12 лет. Однако сохранилась фотография, на которой 12-летний Зубков одет в форму Московский Императрицы Екатерины II кадетского корпуса, того самого, который в октябре 1917 года несколько дней оказывал сопротивление большевикам. Но маленький Ваня к этому, судя по всему, никакого отношения не имел. Он пошел по стопам своего отца, инженера-путейца, работавшего на Транссибе. В 1919-1922 годах он участвовал в восстановлении железных дорог в Донбассе и Закавказье, а в 1930 году окончил Харьковский технологический институт. В 1933-1940 годах трудится в вотчине Лазаря Кагановича — на строительстве Московского метрополитена. Дослужившись до должности главного инженера и начальника шахты Мосметростроя, в июне 1940 года ненадолго был перевден в Молдавию, где занимался строительством новых железных дорог.
С 21 января 1941 года — он первый в истории начальник Строительства № 5 НКПС, т.е. строительства Ленинградского метрополитена. При нем началась прокладка линии Автово — Финляндский вокзал. Но строительство было прервано нацистским нашествием. Первая ветка метрополитена была запущена лишь 15 ноября 1955 года.
С первых дней войны Иван Зубков — руководитель строительства оборонных сооружений. «Получив задание от начальника инженерных войск фронта Б. В. Бычевского, И. Г. Зубков в течение суток сформировал 10 строительных батальонов — Строительство № 5. Это была мощная, мобильная организация, оснащенная экскаваторами и автокранами, имевшая хорошо сколоченный штаб — управление Ленметростроя. 5 июля 1941 года метростроевцы уже возводили оборонительный рубеж Парголово — Сестрорецк, затем работали на Карельском перешейке на линии Перкиярви — Муоли, на Лужской позиции укрепляли восточный сектор обороны Ленинграда. Работы часто велись в непосредственной близости от противника, под пулеметным и артиллерийским огнем, бомбежками с воздуха. Случалось, метростроевцы занимали построенные ими же укрепления и отбивали яростные атаки гитлеровцев» (воспоминания В.П.Ковалева, подполковника в отставке, начальника политотдела строительства № 5 НКПС).
В некрологе, опубликованном 1 июля 1944 года в газете «Строитель», сказано, что «Военный совет фронта возлагал на Ивана Георгиевича выполнение ряда важнейших оперативных задач: строительство танковой переправы в районе Невская Дубровка осенью 1941 года; строительство Кабоно-Кореджского порта на берегу Ладоги; Ладожских переправ; ледовых переходов через Неву; железной дороги через Ладожское озеро; железнодорожной линии и мостов, имеющих важное стратегическое значение».
Надпись на массивном надгробии Ивана Зубкова, которое можно увидеть недалеко от входа в Митрополичий корпус со сторону внутреннего двора Александро-Невской лавры, гласит: «Погиб на боевом посту в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками». Подробно о смерти Зубкова рассказывает Бычевский: «Тяжело и сейчас вспоминать о гибели моего хорошего друга Ивана Георгиевича Зубкова, которого я видел в последний раз в Смольном в середине июня 1944 года… О его смерти я узнал 30 июня 1944 года в землянке на берегу Вуоксы, где понтонеры готовились к форсированию этой стремительной реки.
Всякое бывает на войне. Инженер Зубков, как и тысячи других людей, мог погибнуть за три года десятки, а может быть, и сотни раз, ибо в году триста шестьдесят пять дней и столько же ночей. Но, когда я узнал, как это произошло, то мог только сказать: «Какая нелепость!»
Вначале передали из вторых или третьих уст, что командующий Карельским фронтом генерал армии К. А. Мерецков, помня, как отряды Зубкова удачно и быстро восстановили волховские мосты, попросил Ивана Георгиевича лично приехать на Свирь и выслал за ним свой самолет. Самолет, якобы, был сбит. Через несколько дней уже говорили, что произошла катастрофа.
И только спустя еще две недели, когда я вернулся в Ленинград и побывал на могиле Зубкова в Александро-Невской лавре, мне удалось узнать, как в действительности обстояло дело.
Для руководства работами по строительству моста И. Г. Зубков назначил П. И. Богомолова. В состав оперативной группы были включены начальник Воентранс-проекта Ленинградского фронта Н. Я. Кулага и инженер И. Н. Диц. 27 июня они выехали из Ленинграда на автодрезине. И. Г. Зубкова задержали какие-то дела, и он обещал прилететь на самолете в тот или на другой день.
28 июня командир 23-й железнодорожной бригады послал своего адъютанта с машиной встретить и привезти на Свирь к мосту Зубкова, но адъютант возвратился и доложил, что Зубкова он не нашел. Есть сведения, что какой-то самолет только что разбился при посадке. Тогда И. Н. Диц и П. И. Богомолов спешно выехали сами. У края аэродрома на бруствере окопа они увидели разбитый самолет. Иван Георгиевич и его адъютант Саша Смирнов лежали рядом, покрытые кожанкой Зубкова». Судя по всему, самолет попал под обстрел.
Похороны Ивана Георгиевича проходили при огромном стечении народа. Гроб по Невскому проспекту везли на оружейном лафете.