Актер, который мог сыграть все 27 июля 1903 года родился Николай Константинович Черкасов, выдающийся российский и советский актёр театра и кино

чер2

27 июля 1903 года родился Николай Константинович Черкасов, выдающийся российский и советский актёр театра и кино. Он похоронен на Тихвинском кладбище (Некрополь мастеров искусств) Александро-Невской Лавры.
«Самоограничение актера, посвятившего себя исключительно кинематографу, представляется мне ошибкой, особенно в условиях тех широких возможностей и требований, которые характерны для советского искусства. Актеру не следует ограничиваться игрой в киностудии, перед съемочным аппаратом. Он неизбежно будет иметь длительные творческие перерывы между киносъемками различных картин, а следовательно, и недостаточно интенсивную творческую практику, слишком редко будет играть. Напротив, ему пойдет на пользу, если он будет развиваться в самых различных областях и жанрах, тренировать свое воображение, весь свой исполнительский инструмент в различнейших творческих обстоятельствах и условиях, — и прежде всего в театре», — писал Николай Черкасов в своей книге «Записке советского актера».
Он следовал этим принципам. И потому мог сыграть все. Недаром Николай Константинович начал свою актерскую карьеру артистом-мимистом Петроградского Мариинского театра оперы и балета. Наверно, там он научился лепить из своего тела любую фигуру, а в своей душе выискивать потенции для воспроизведения практически любого характера.
Черкасов мог сыграть смешного, нелепого, комического персонажа. Вспомним его Жака Паганеля из «Детей капитана Гранта» или Дон Кихота. Безумного героя Сервантеса Черкасов играл трижды: два раза в театре, а еще раз — в одноименно фильме 1957 года. Мог сыграть злого гения — например, белого генерала в «Человеке с ружьем» или демонического Ивана Грозного или царевича Алексея, воплощение старой допетровской России, конечно, темной инфернальной исторической субстанции (таков был замысел режиссера). Мог сыграть пылкого ученого Алешина и авантюриста Барон фон Унгерн-Штернберг, президента Рузвельта, писателя Горького и, конечно, князя Александра Невского. При всем при этом у Черкасова очень мало главных ролей в кино. Немудрено. Ведь «главный герой» — это очень ограниченное амплуа. А диапазон Николая Константиновича охватывал не одну октаву.
И потому Черкасов был востребован всегда. Более 60 ролей в театре. Более 40 в кино (не считая телевизионных и документальных фильмов). Ведущие театры страны. Гениальные режиссеры (Козинцев, Эйзенштейн), гениальные партнеры (Орлова, Плятт).
Его любил народ. Достаточно сказать, что «Александр Невский» шел в кинотеатрах ровно год (по нынешним меркам немыслимый срок) с ноября 1938-го по ноябрь 1939-го, то есть он был снят с проката сильно позже подписания пакта Молотова-Риббентропа (по ошибочному мнению некоторых публицистов, фильм убрали с экранов, чтобы не раздражать «союзника»). Все это время у кинотеатров толпились люди, надеющиеся получить лишний билетик, дети играли в «Ледовое побоище». На новогодних карнавалах 1939 года костюм Александра Невского был одним из самых популярных. В стране царила настоящая «александроневскомания». А какой триумф ждал «Александра Невского», когда он вернулся на экраны в 1941 году!.. Кстати на советском ордене Александра Невского — профиль Николая Константиновича.
Черкасова любила пресса. Критические отзывы об «Александре Невском» были единичны и тонули в потоке благожелательных рецензий. Да и касались они неудачных, по их мнению, женских ролей, исторических ошибок, наконец, шапкозакидательского отношения к противнику, которое якобы пропагандировал фильм. Критиковать Черкасова не взялся никто.
Наконец, Черкасова любила власть. Дело не 5 сталинских премиях, и не в привилегиях вроде машин, дач и прислуги (все это описано, например, в полумемуарной прозе Сергея Довлатова, который дружил с сыном актера), а в том, что Николай Константинович пришелся ко двору сталинскому проекту «русифицированного социализма». Николай Черкасов как бы воплощал собой русский народ, тот материал, из которого Сталин лепил свое государство.
Черкасов умер 14 сентября 1966 года. 13 ноября 1974 года на могиле был установлен памятник по проекту М.К.Аникушина.