Украситель города 28 июля 1846 года скончался Василий Иванович Демут-Малиновский, русский скульптор, крупнейший представитель русского ампира

Demut-Malinovskii_portrait2

28 июля 1846 года скончался Василий Иванович Демут-Малиновский, русский скульптор, крупнейший представитель русского ампира. Его прах покоится на Тихвинском кладбище (Некрополь мастеров искусств) Александро-Невской Лавры.
Демут-Малиновский, пожалуй, самый плодовитый из русских скульпторов начала XIX века. По счастью, большая часть его творений дошла до наших дней. Слава Богу, что исторический центр Санкт-Петербурга подвергся относительно минимальному переустройству, когда большевики реализовывали программу монументальной пропаганды. Хорошо, что ленинградцы сберегли город во время блокады. Действительно, скульптуры Малиновского — это, по большей части, неотъемлемые элементы этикеточных, самых знаменитых архитектурных доминант города. Уже в возрасте 21 года Василий Иванович создает барельефы «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте» к памятнику Петру I у Михайловского замка работы Бартоломео Растрелли. Потом был Павловский дворец (кариатиды в кабинете-фонарике), Казанский собор (Андрей Первозванный), Горный институт («Похищение Прозерпины Плутоном»), Елагин дворец (декоративная скульптура для Овального зала и Столовой), Михайловский дворец, Арка Главного штаба, Адмиралтейство, Публичная библиотека, Александрийский театр, Нарвские ворота, Зимний дворец, Академия художеств, Готическая капелла в Петергофе…
Для Скотопригонного двора Демут-Малиновский изготовил две бронзовые статуи быков. Есть городская байка, что скульптору приснилось, будто быки сошли со своих постаментов и явились к своему создателю. Правда это или нет, но в 1936 году, когда на Скотопригонном дворе организовывали молокозавод (действительно, нелогично: молоко, и вдруг быки!), быков перенесли к главному входу Мясокомбината имени С. М. Кирова (теперь «Самсон»). Потом в 1941-м году их эвакуировали в Александро-Невскую лавру, в место упокоения скульптора… Теперь они вновь соседствуют с конструктивистским шедевром Ноама Троцкого.
Демут-Малиновский много творил в жанре надгробной скульптуры. До нас дошли надгробия девицы Елизаветы Ивановны Барышниковой (Донское кладбище) и Андрея Николаевича Воронихина, одного из друзей и соработников скульптора.
Самая известная скульптура, вышедшая из-под резца Василия Ивановича — «Русский Сцевола», изображающая простого русского мужика, который, не желая служить иноземцам, отрубает левую руку с тавром N (Наполеон) на ней.
Славист Александр Христофорович Востоков посвятил этому эпизоду четверостишие:

Я — русский; верности и веры не нарушу.
Ты тело мне клейми,
Не запятнаешь душу!
А руку и с клеймом, изволь, — себе возьми!

Базировались и Демут-Малиновский и Востоков на следующем историческом анекдоте: «В армии Наполеона (как у нас на конских заводах) клеймят солдат, волею или неволею вступающих в его службу. Следуя сему обыкновению, французы наложили клеймо на руку одного крестьянина, попавшегося им в руки. С удивлением спросил он, для чего его оклеймили? Ему отвечали — это знак вступления в службу Наполеона. Крестьянин схватил из-за пояса топор и отсек себе клейменую руку. Нужно ли сказывать, что сей новый Сцевола был русский? Одна мысль служить орудием Наполеону или принадлежать к числу преступных исполнителей воли тирана подвигла его к сему геройскому поступку. Что б сделал сей русский, если б провидение представило ему случай быть Курцием своего отечества?»
Одним из последних проектов Демут-Малиновского стал проект памятника Михаилу Фёдоровичу и Ивану Сусанину в Костроме, который был воздвигнут через пять лет после смерти скульптора. По этому поводу графиня Е. П. Ростопчина в стихотворении «На памятник, сооружаемый Сусанину», писала:

Тебе ль чугун, тебе ли мрамор ставить,
Сусанин доблестный и верный гражданин,
Святой Руси достойный сын?
Тебя ли можем мы чрез памятник прославить?
Увековечим ли тебя в стране твоей
Деяньем рук и грудами камней?
Чугун растопится… полудня мрамор белый
Раздробят долгие морозы русских зим…

Василий Розанов в одной журналистских заметок так охарактеризовал творение Демут-Малиновского: «Памятник Сусанину — хорош. Он «губернский», скромный, не столичная краса: но закруглен в мысли и форме. На круглой колонне бюст Михаила Феодоровича в шапке Мономаха; у подножия колонны — молящийся Сусанин, прижав руки к груди, стоит на коленях. Все это — на кубическом постаменте, одна сторона которого покрыта барельефом, изображающим, помнится, сцену убийства в лесу Сусанина «ляхами»».
Василий Иванович скончался 28 июля 1846 года в возрасте 67 лет и был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1940 году его прах был перенесен на Тихвинское кладбище.