Зодчий всероссийский 4 августа 1769 года родился Василий Петрович Стасов, русский архитектор

V.P._Stasov_by_Varnek2

4 августа 1769 года родился Василий Петрович Стасов, русский архитектор. Он похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).
Поразительно, но до 1816 года, до 47 лет Василий Петрович Стасов не создал ничего выдающегося. Восхождение его на вершину славы началось не с проектирования роскошных зданий, а с оформления народных праздников при коронации императора Александра в 1801 году. Бывший помощник архитектора в Московской Экспедиции архитектурных дел, бывший офицер преображенского полка, в 1797 году определенный к строительству соляных заводов и не имевший никаких творческих достижений, сумел обойти именитого и заслуженного Джакомо Кваренги, который также предложил императору свой проект оформления праздника. Такова была атмосфера тех дней. Император взглянул свежим взглядом на прежнюю элиту и отдал предпочтение «молодой поросли». «Дней Александровых прекрасное начало»… Вот как сам Василий Петрович описывает торжества:
«Сооружение, выстроенное для увеселения и угощения народа на 300 000 человек для праздника в честь благословенных дней коронации счастливо царствующего императора Александра I. Это сооружение имело форму овала, длиной в одну милю, и было окружено земляным парапетом с сиденьями; площадь внутри была разделена на 12 частей, где были поставлены столы с угощением, которые образовывали геометрические формы; посреди столов были устроены аллеи из деревьев, в местах пересечения аллеи на площадях были установлены 30 павильонов в виде храмов различных древних и современных народов; эти храмы в первых этажах содержали прохладительные напитки, а выше были устроены террасы и балконы, которые служили для показа народу различных игр и танцев. Вокруг было расположено шестнадцать укрепленных галерей для пяти тысяч избранной публики, а снаружи устроены две дороги для десяти тысяч карет таким образом, чтобы они двигаясь по кругу, могли бы наблюдать веселье народа, не выезжая за линию и не причиняя народу никакого стеснения». Упрощенный, но очень милый образ идеального государства.
Потом стажировка за границей, потом работа в императорском Кабинете и Комитете строений и гидравлических работ. В 1810-х годах Стасов не просто известный петербургский архитектор. Его проекты «насаждаются как картошка» в качестве образцовых по всей России. Как пишет историк архитектуры Татьяна Манонина, «в мае 1814 года из Тобольска в города губернии были разосланы предписания, обязывающие местное начальство, собрав необходимую сумму, выкупить для городов альбомы с «Высочайше апробированными» фасадами домов, выполненными архитектором Стасовым (125 фасадов в двух альбомах по 30 руб. каждый). Однако городские власти сочли, что потребность в подобных проектах невелика, и поэтому в ответном рапорте в Тобольск доносилось, что «в таковых городской ратуше надобности не имеется». Омский бургомистр в следующем рапорте писал, что «…из числа составленных архитектором Стасовым 125 фасадов в дополнение к прежним, по случаю состояния в здешнем городе малого количества купецкого и мещанского общества выписать не более как одного экземпляра самого меньшего вида». Гораздо позже — в 1840 году — в Омске все же появился храм, спроектированный Стасовым — Никольский казачий собор, в котором с 1883 года хранилось знамя Ермака (оно пропало в годы Гражданской войны).
Стасов известен, уважаем, но так ничего и не построил. В 1816 году архитектора пригласили в Грузино — родовое поместье председателя Департамента военных дел Государственного совета, фаворита Александра I графа Алексея Андреевича Аракчеева, с которым архитектора связывали почти дружеские отношения и благодаря которому он смог-таки реализовать свой талант. Стасов «не без влияния стрелки Васильевского острова устроил на берегу Волхова пристань с широкой лестницей, — пишет историк Олег Островский. — Набережная и спуски были облицованы гранитом, а по сторонам лестницы на пьедесталах установлены статуи львов, парные львам перед парадным входом в усадьбу. Рядом Стасов возвел две трехъярусные башни с высокими позолоченными шпилями».
Многое в нынешнем облике Санкт-Петербурга — дело рук Василия Петровича Стасова. Речь не только о всем известных архитектурных шедеврах — комплексе зданий Академии наук на Васильевском острове, Ямском рынке на Разъезжей улице, Павловских казармах на Марсовом поле, Спасо-Преображенском и Троице-Измайловском соборах, Нарвских и Московских триумфальных воротах. Но и о мельчайших деталях декора. Стасов был один из разработчиков ориентальных мотивов архитектуры русского ампира, которые можно видеть в кладбищенских оградах, на мостах, балконах и садовых решетках.
За пределами северной столицы Стасов работал в Царском Селе, где оформил ряд интерьеров Екатерининского и Александровского дворцов, а также занимался перестройкой Китайской деревни. По его проекту были построены ворота «Любезным моим сослуживцам», Манеж, Конюшенный корпус, Большая оранжерея. В Москве архитектор спроектировал Провиантские склады, произвел перестройку резиденции вильнюсского генерал-губернатора (ныне резиденция президента Литвы). В Гельмязове Полтавской губернии благодаря гению Стасова вырос Троицкий собор. В Старой Руссе по его проекту выстроен собор Воскресения Христова. Его же храм Александра Невского в Потсдаме (а точнее в русской колонии Александровка) — первый из сохранившихся памятников русского стиля (1826 год).
Скончался архитектор 5 сентября 1848 года, и был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.