Не знающий равных 5 августа 1868 года родился Борис Александрович Тураев, русский историк, египтолог, создатель отечественной школы истории Древнего Востока

тураев2

5 августа 1868 года родился Борис Александрович Тураев, русский историк, египтолог, создатель отечественной школы истории Древнего Востока. Он похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
«Следует признать, что для поднятия интереса к великим культурам древности у нас не делалось почти ничего. В то время, как англичане, французы, а за ними немцы, итальянцы и американцы не останавливались ни пред какими затратами сил, энергии и материальных средств для археологического исследования стран, где создались древнейшие человеческие цивилизации, [...] в то время, как западные и заатлантические музеи наполнялись памятниками Египта и Передней Азии, давая материал ученым и образовательные средства для общества, когда и правительства и частные организации поняли важность изучения Востока и всячески ему содействовали, а обширная научная и популярная литература шла навстречу как этим начинаниям, так и вызванному ими интересу общества, у нас, ближе всех лежащих к Востоку и территориально, и исторически, и культурно, об изучении Востока, особенно древнего, думали меньше всего — не было ни кафедр, ни оригинальной литературы, а потому долгое время не замечалось интереса к этой области знаний…», — писал в своем труде «Русская наука о древнем Востоке» (Л., 1927) Борис Александрович Тураев.
Он был великим ученым, но наука, научная истина не была для него самостоятельной ценностью, автономной от интересов его народа, его страны. Подавляющее количество трудов Тураева написано на русском языке, хотя ни тогда, ни сейчас наш язык не был языком мировой науки. Разумеется, выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета блестяще знал все европейские наречия, но для него было делом принципа и чести, чтобы его сочинения служили просвещению народа Российской империи. С той же целью Борис Тураев много сил отдавал переводам с древних языков. Ему принадлежит перевод несколько важнейших эфиопских памятников: «Часослов эфиопской церкви», «Жития абиссинских подвижников Евстафия и Филиппа Дабра-Либаносского», а также несколько Абиссинских хроник XIV–XVI вв. (изданы в 1936 году). Он много редактировал, писал многочисленные рецензии и энциклопедические статьи. Наконец, он заботился о молодых ученых: ««В особенности ценной для русского читателя являлась та тщательность, с которой автор отмечал русскую литературу, не забывая при этом и небольшие статьи начинающих исследователей. Подобное упоминание и использование их в капитальном труде маститого ученого не могло не стимулировать их дальнейшей творческой работы… Столь же любовно Тураев отмечал все крупные исследовательские достижения своих собратьев по изучению древневосточных цивилизаций», — писал печально известный своей концепцией экономических формаций («пятичленка»), но все же замечательный востоковед и ученик Тураева Василий Васильевич Струве.
Борис Тураев не был первым русским египтологом, не был первым, кто приступил к изучению эфиопских памятников, но именно он по праву считается основателем и отечественной египтологии и отечественной эфиопистики. «Если как филолог, в области египтологии и абиссиноведения Б. А. Тураев входил в число крупнейших специалистов этих дисциплин, то как историк древнего Востока он не знал себе равного ни у нас, ни за рубежом», — пишет Струве. Главные труды Бориса Александровича: «Древний Египет», «Египетская литература», «Бог Тот. Опыт исследования в области истории древнеегипетской культуры», «История Древнего Востока» переизданы в последние годы.
Можно только согласиться со словами другого его ученика арабиста Игнатия Юльевича Крачковского: «Б. А. Тураев был, вероятно, последним историком классического Востока, который мог обнять в своем широком синтезе историческое развитие всех стран древности и чувствовать себя авторитетом в оценке всех сторон их культуры».
Борис Александрович умер 23 июля 1920 года и был похоронен на Никольском кладбище в могиле своей бабушки под общим с ней камнем. Надпись на могиле появилась только в 1970-е годы по инициативе египтолога и тогдашнего директора Эрмитажа Бориса Борисовича Пиотровского (отца нынешнего директора — Михаила Борисовича). С надписью вышла нелепость. Она гласит:
Тураев Борис Борисович (!) / востоковед / 1868 г. — 1920 г.