Русский Гоар 10 августа 1929 года закончил свой жизненный путь Алексей Афанасьевич Дмитриевский, крупнейший русский литургист, византинист и церковно-политический деятель


000123
10 августа 1929 года закончил свой жизненный путь Алексей Афанасьевич Дмитриевский, крупнейший русский литургист, византинист и церковно-политический деятель. Его прах покоится на Никольском кладбище Александро-Невской лавры
.
Первую научную работу будущий церковный ученый опубликовал в 22 года. Посвящена она была… социологии: «Сочувствие жителей селения Самозделки (Астр. губ.) к воинам, проливающим кровь свою за единоверных нам братьев-славян Балканского полуострова». Но уже в Казанской Духовной академии (до этого он окончил Астраханские духовное училище и семинарию, а с КазДА Дмитриевский был связан до 1906 года, будучи преподавателем различных церковных дисциплин и заведующим кафедры) выбрал свою стезю – литургику. Уже первая статья Алексея Афанасьевича на эту тему — «Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков» — имеет важное значение в истории науки. В этой работе ученый дал периодизацию русского богослужения, выделив в ней 4 периода, а также рассмотрел историю славяно-русского Типикона, чины дневного богослужения, чинопоследования таинств и т.д. Эти исследования были продолжены в его магистерской диссертации «Богослужение Русской Церкви в XVI веке», вышедшей в 1884 году. Выдающимся является вклад Дмитриевского в дело собирания и классификации древних рукописей. Для этой цели он побывал во многих университетских и монастырских библитеках Западной Европы, Греции (только на Афоне он был 7 раз), Турции и Ближнего Востока. Итогом этой работы стала монография «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока», за которую Дмитриевского называли «Русским Гоаром». По словам биографа Сергея Акишина, «Всего с 1878 по 1928 год Дмитриевский издал более 200 статей археологического и историко-литургического содержания, рецензии на исследования по литургике, отзывы на диссертации (44), некрологи и проч. В архиве Дмитриевского хранится еще ряд неопубликованных сочинений, созданных после 1917 г., в т. ч. обширная работа «Яков Гоар и его Евхологий 1647 г.»… над к-рой Д. трудился в течение многих лет, исследования о византийском придворном церемониале («Историко-археологические и критические этюды к «Обряднику» в издании Рейске»… и «Устав Константина Порфирородного, исследование текста»), лекции по литургике разных лет, озаглавленные как «Наука о православном богослужении»…»
Важнейшей стороной деятельности Дмитриевского была работа в Императорском православном палестинском обществе, в котором ученый занимал должность секретаря. Он занимался ревизией школ и подворий ИППО в Сирии и Палестине, делами русских монахов на Афоне и в Палестине, руководил изучением археологических и письменных памятников Ближнего Востока, собирал материалы по истории ИППО, обобщенные в частности в монографии «Императорское православное палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века (1882-1907)». После начала первой мировой войны Дмитриевский подготовил доклад, в котором назвал войну «последним, 5-м крестовым походом, имеющим целью не только завоевание проливов и водружение креста на Святой Софии, но и освобождение Палестины от турок… Дмитриевский доказывал необходимость установления русского протектората в Палестине; в случае невозможности этого предпочтительнее других был бы… английский протекторат, который благодаря своей толерантности обеспечил бы спокойную жизнь правосл. Церкви и успешную работу русских учреждений».
После февральской революции Дмитриевский несколько раз привлекался властями за «антиправительственную пропаганду», поскольку в проповедях не очень лестно отзывался о новом строе, проводя нелестные для последнего параллели с царской властью. При большевиках Алексей Афанасьевич, работая членом комиссии по отделению Церкви от государства Астраханского отдела народного просвещения (в Астрахани Дмириевский работал с 1918 по 1923 годы), занимался описью церковного и музейного имущества Астрахани, и фактически спас от уничтожения или продажи множество церковных ценностей, рукописей, старопечатных книг и произведений искусства.
В 1923 году Дмитриевский вернулся в Петроград, работал в Русско-византийской комиссии при Академии Наук, преподавал литургику на Высших богословских курсах.
Ученый привлекался по так называемому «делу Майера», заведенному в связи с деятельностью религиозно-философских кружков в Ленинграде в конце 1920-х годов. Дмитриевский по собственному признанию участвовал в деятельности «кружка А. А. Мейера в Богословском пастырском училище». «Из показаний члена кружка Дмитриевского Алексея Афанасьевича, бывшего профессора Киевской и Петроградской Духовных Академии и ученого секретаря Российского Палестинского Общества, видно, что он, Дмитриевский, знал о существовании этого кружка, неоднократно приглашался на собрания и что несколько собраний происходило даже в его квартире. В дополнение к изложенному Дмитриевский показал, что после сделанного им доклада на тему «Об отношении Церкви к государству», в котором он дал нежелательную для членов кружка оценку положения Церкви в Царской России в дальнейшем к участию на собраниях не привлекался. Во время этого доклада, когда Дмитриевский доказывал, что декрет соввласти об отделении Церкви от государства является для Церкви большим благом, т. к. Церковь, находясь в союзе с самодержавием, постоянно нарушала истинные, правильные свои основы, он встретил со стороны всех неожиданный для себя отпор. Все были того мнения, что существование императорской власти для них было большим счастием, в силу того, что Церковь и все верующие находились под большим покровительством власти, по этому вопросу, выступая сторонниками неограниченной монархии, ему, Дмитриевскому, возражали даже самые близкие его ученики: Голубинский, Зыкова, Назаров, Александров и другие. Дмитриевский считает, что именно этот доклад и послужил причиной его устранения из кружка, т. к. с тех пор почти все члены кружка встречавшиеся с ним на улицах перестали ему подавать руку и здороваться. По его мнению все члены кружка являются фанатиками, не желающими слышать противных их убеждениям речей, живущими старыми убеждениями, не рассудком, а чувствами, считающими, что хорошо только то, что существовало при старом режиме».
Скончался Дмитриевский 10 августа 1929 года (в некоторых источниках указывается дата 8 августа, но это неверно) в возрасте 73 лет и был похоронен на Никольском кладбище.