Распорядительный и трудолюбивый 14 августа 1727 года родился Александр Алексеевич Вяземский, один из доверенных сановников Екатерины II, генерал-прокурор Сената

Viazemskij_Aleksandr_Alekseevich2

14 августа 1727 года родился Александр Алексеевич Вяземский, один из доверенных сановников Екатерины II, генерал-прокурор Сената. Он погребен в Благовещенской усыпальнице Александро-Невской лавры.
В усердии его к отечеству отверстом
He спорит враг и друг, ни истина, ни лесть,
И слов над гробом сим не стыдно произнесть:
Он мог быть Сюллием при Генрихе четвертом.
Эти слова принадлежат Гавриилу Романовичу Державину. Посвящены они сподвижнику Екатерины II Александру Вяземскому. В этих строках не было бы ничего необычного, если бы не тот факт, что Державин в течение нескольких лет работал под началом Вяземского в Правительствующем Сенате и уволился из него из-за ссоры с всемогущественным генерал-прокурором. Более того, именно Вяземский инициировал судебное расследование по поводу деятельности Державина в должности Тамбовского губернатора (обвинения выдвигал местный наместник, Сенат занял его сторону). Суд завершился ничем, но Державин от должности бы отстранен. Нельзя не согласиться с Яковом Гротом, что «настоящая эпитафия… доказывает незлобие поэта и отсутствие в нем злопамятности». Причиной ссоры Державина с Вяземским были деловые разногласия, предметом спора — бюджетная документация. Не будем вдаваться в подробности, ясно одно: столкнулись два характера и один, опиравшийся на властные инструменты, победил второй в аппаратной игре.
Вяземский был прирожденным управленцем. Участник Семилетней войны, к 1762 году он занимал должность генерал-квартирмейстера, и по восшествии на престол молодой Екатериной был отправлен ей для усмирения крестьянского бунта на Уральских заводах. Не обладая, по словам современников (и в том числе Державина), выдающимися знаниями и способностями ни в одной сфере, он смог снискать безграничное доверие императрицы Екатерины II и сосредоточить в своих руках практически все нити власти. Он был во главе Правительствующего сената 28 лет (1764-1792 годы), он полностью прибрал к рукам управление государственными финансами. Само по себе это было важной инновацией: фактически впервые в России начала осуществлять единая бюджетная политика, была введена единая система контроля и отчетности о финансовой жизни государства. Другая сторона деятельности Вяземского — руководство политическим сыском, Тайной экспедицией. Через его руки прошли все громкие политические дела — Емельяна Пугачева, Алеквсандра Радищева, Николая Новикова. По словам одного итальянца (имя его неизвестно), оставившего рукопись с характеристиками некоторых российских чиновников, «едва ли где-нибудь министр внутренних дел заведывал столькими частями управления, как он (Вяземский)… он слывет за человека распорядительнаго и трудолюбиваго».