Быстрота маневра, внезапность удара 17 августа 1763 года родился Дмитрий Николаевич Сенявин, великий русский флотоводец

Senyavin_D_N

17 августа 1763 года родился Дмитрий Николаевич Сенявин, великий русский флотоводец. Его прах покоится в Благовещенской усыпальнице Александро-Невской лавры.
Дмитрий Сенявин — один из тех русских военачальников, чьи победы, а точнее результаты этих побед были аннулированы потомками. Сейчас российский флот не контролирует не только Средиземное, но даже Черное море.
Дмитрий Николаевич вышел на первые роли во флотском руководстве, разменяв пятый десяток. Что было до этого? Морской кадетский корпус. Участие в экспедиции русской эскадры, отправленной к берегам Португалии для поддержания вооружённого нейтралитета во время Войны за независимость США. Работы по устройству Ахтиарского порта в Севастополе. Во время русско-турецкой войны 1787—1791 годов Сенявин уже капитан-лейтенант. На его счету успешная диверсия у берегов Малой Азии во время осады Очакова. В войне Второй коалиции (1798-1802 годы) он служил под началом Фёдора Фёдоровича Ушакова, руководил штурмом крепости Святого Мавра, принимал участие в захвате Корфу. В 1806 году Сенявин вернулся на Корфу в чине вице-адмирала и в должности командующего всеми русскими морскими и сухопутными силами в Средиземноморье. Какие цели преследовало назначение Сенявина? Об этом говорит рескрипт Александра I:
««Секретно. Господину вице-адмиралу Сенявину. Приняв Республику семи соединенных островов под особенное покровительство мое и желая изъявить новый опыт моего к ней благопризрения, почел и за нужное при настоящем положении дел Европы усугубить средства к обеспечению её пределов. Поелику же республика сия по приморскому местоположению своему не может надежнее ограждаема быть как единственно, так сказать, под щитом морских сил и военных действий оных, то по сему уважению повелел я отправить туда дивизию, состоящую из пяти кораблей и одного фрегата, и тем усилить ныне там пребывающее морское ополчение наше. Вверяя все сии военные, как морские, так и сухопутные силы вашему главному начальству для руководства вашего, признал я за нужное снабдить вас следующими предписаниями: Снявшись с якоря и следуя по пути, вам предлежащему, употребите все меры, морским искусством преподаваемые и от благоразумной и опытной предусмотрительности зависящие, к безопасности плавания вашего и к поспешному достижению в Корфу».
Для защиты Ионических островов адмиралу пришлось решать военные задачи в Далмации и Черногории, славянских регионах, которые были переданы Австрией Франции после выхода первой из войны. Адмирал захватил крепость Бокка-ди-Каттаро, вынудил французов очистить Брено, неудачно пытался овладеть Рагузой, взял Кастель-Нуово. После того, как в 1806 году в войну вступила Османская империя, Сенявин, оставив часть сил для защиты Корфу, отправился в Эгейской море. Несмотря на то, что в решающий момент ставленник союзников британский адмирал Дакуорт отказался поддержать русского флотоводца, Сенявин одержал ряд блестящих побед: захватил остров Тенедос, нанёс поражение турецкому флоту в Дарданелльском, а затем в Афонском сражениях. В итоге русские войска блокировали пролив Дарданеллы и вынудили Турцию к заключению Слободзийского перемирия. Впрочем, общая победа над османами была достигнута только в мае 1812 года, накануне наполеоновского вторжения.
Афонское сражение вошло в историю военного искусства. Сенявиным был применен инновационный метод: использование двукратного преимущества в кораблях на ключевых участках боя, а также ряд других приемов. Вот как сам Сенявин писал об этом:
«Обстоятельства обязывают нас дать решительное сражение, но покуда флагманы неприятельские не будут разбиты сильно, до тех пор ожидать должно сражения весьма упорного, посему вделать нападение следующим образом: по числу неприятельских адмиралов, чтобы каждого атаковать двумя нашими, назначаются корабли: «Рафаил» с «Сильным», «Селафаил» с «Уриилом» и «Мощный» с «Ярославом». По сигналу № 3 при французском гюйсе немедленно спускаться сим кораблям на флагманов неприятельских и атаковать их со всевозможною решительностию, как можно ближе, отнюдь не боясь, чтобы неприятель пожелал зажечь себя. Прошедшее сражение 10 мая (речь идет об Афонском сражении. Сенявин предполагал навязать туркам еще один бой, но последние от него уклонились — ред.) показало, чем ближе к нему, тем от него менее вреда, следовательно, если бы кому случилось и свалиться на абордаж, то и тогда можно ожидать вящшего успеха. Пришед на картечный выстрел, начинать стрелять. Естьли неприятель под парусами, то бить по мачтам, естьли же на якоре, то по корпусу. Нападать. двум с одной стороны, но не с обоих бортов, если случится дать место другому кораблю, то ни в каком случае не отходить далее картечного выстрела. С кем начато сражение, с тем и кончить или потоплением или покорением неприятельского корабля».
Евгений Тарле так пишет о значении Афонского сражения: «Эта победа явно показала неизмеримое превосходство личного состава русской эскадры перед турками. В тактическом отношении русский флот превосходил даже английский. Поражение адмирала Дакуорта в Дарданеллах служит достаточным тому доказательством. Русские имели богатый опыт недавних побед Ушакова. То, что Сенявин сделал в Дарданелльском бою, он спустя сорок дней в гораздо более широком масштабе и с еще-более значительными и победоносными результатами повторил в сражении у Афонской горы. Сенявин давал командирам кораблей конкретные задания; было приказано сблизиться с противником и, открыв картечный огонь, взять его на абордаж. Флотоводческое искусство Сенявина в соединении со всячески поощряемой в развиваемой адмиралом инициативой его подчиненных командиров кораблей приводило к тому, что атакующие в обстановке морского боя не терялись, принимали быстрые решения, а в критический момент получали поддержку соседних кораблей. Сенявина несправедливо было бы считать только учеником и подражателем Ушакова. Творческий талант не топчется на месте, а использует, углубляет по-своему и оплодотворяет идеи, унаследованные от гениальных предшественников. Быстрота маневра, начинавшегося, едва только покажется неприятель, внезапность удара, как следствие стремительного перехода от сближения с противником к прямой атаке, угроза абордажным боем — таковы были характерные черты сенявинской тактики».
По результатам Тильзитского мира Россия рассталась с частью завоеваний Сенявина, а точнее со всеми территориями в Адриатике, а сам великий адмирал после долгих мытарств по западным морям (они были связаны с холодной войной, которую вела Россия с Великобританией после Тильзита) оказался в опале… «Твердость и самостоятельность, оказанные адмиралом Сенявиным при неотдаче Бока-ди-Котаро, — говорит в своих записках Шишков, — прогневали Наполеона и отразились на отношениях к нему самого Русского Императора. По требованию Наполеона Сенявину был запрещен даже вход во дворец». Адмирал подавал прошение к зачислению в действующую армию в 1812 году, но император ответил отказом. 1813 году Сенявин ушел в отставку, и вернулся к службе только после смерти Александра I в 1825 году, поставленный командовать Балтийским флотом.
Любопытно, что декабристы предполагали поставить Сенявина во главе нового русского правительства, хотя адмирал никакого отношения к революционному движению не имел. Именем Сенявина назван архипелаг в восточной части Каролинских островов в Тихом океане, мыс в Бристольском заливе Берингова моря, мыс на острове Сахалин, полуостров и мыс на Камчатке. Все это свидетельствует о том высочайшем уважении, которое питало русское офицерство к Дмитрию Николаевичу.
Скончался Дмитрий Николаевич 17 апреля 1831 года и был похоронен в Духовской церкви. В 1937 году его прах был перенесен в Благовещенскую усыпальницу.