01dsc2145

ИА "Вода живая" Мастер‑класс по мозаичной иконе прошел в рамках конференции «Современная икона: старые вопросы нового времени»

ИсточникИсточник: "ИА "Вода живая""
В рамках конференции «Современная икона: старые вопросы нового времени» в иконописно-реставрационной мастерской преподобного Иоанна Дамаскина Александро-Невской лавры Галина Кадикина (Вернер), соискатель Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, провела мастер-класс «Особенности мозаичной иконы».
Фото — Станислав Марченко
На мастер-класс собралось много зрителей: не каждый день увидишь, как из осколков рождается мозаика.
«Самое главное для мозаичиста — правильная организация рабочего места, — начала Галина Сергеевна. — Весь материал должен быть разложен так, чтобы не приходилось за ним тянуться, иначе неизбежны проблемы со спиной».
Художница рассказала, что при Николае Первом мозаичистам, работавшим в Исаакиевском соборе, давали дворянское звание, отправляли в Италию. Все, кто побывал на мастер-классе, убедились, что мозаика — дело увлекательное, но очень непростое.
Для начала мозаичисту необходим эскиз — тщательно прорисованный картон. Первая и самая сложная задача подбор цвета.
Петербуржцам с материалом легче: смальту у нас варят в Академии художеств.
«500 оттенков, наверное, сейчас варят. Купить оттенков 80 можно. Стоит примерно 600 рублей килограмм. Цена смальты зависит от толщины варки. Тонкая дешевле, но годится только для интерьерных мозаик, а поскольку наша мозаика именно интерьерная, нам такая и нужна. Смальта вручную, как тесто, раскатывается, железной такой скалочкой.
Заказать цвет смальтоварам очень сложно: они не могут точно добиться цвета, который необходим. Когда у них получается какой-нибудь очень красивый, необычный оттенок, они сразу говорят: «Хорошая партия, покупайте!». Мозаичисты друг с другом общаются: «У тебя осталось с прошлого заказа? Давать поменяемся!» Ходишь и ищешь какой-нибудь розовый камушек на щечку, чтобы она зазвенела… После заказа 80 кг осколков остается».
Галина Сергеевна принесла на мастер-класс мозаичный образ архангела Михаила, работа над которым только началась.
«В мозаичной иконе главное — собрать глаза. Если глаза собраны, икона уже есть. Лик одним образом набирается, фон другим, одежда третьим. Надо, чтобы никакая «мелочевка» не отвлекала от лика: то, что к лику близко, должно быть цельным пятном.
Над чем мучаются мозаичисты, то визуально и «растет». Работает неопытный мозаичист, например, над носом, и нос получается больше, чем надо.
Любая мозаика рассчитана на восприятие на расстоянии. Если размер помещения не позволяет далеко отойти, надо смотреть с помощью зеркала. Есть даже специальные мозаичные зеркала, выпуклые, они «собирают» изображение».
Художница рассказала, что у смальты есть лицевая сторона, есть оборотная — корка, которую нельзя использовать, и раскол — торцевая сторона. Раскол как раз использовать можно, с его помощью можно создавать разные оттенки: «Заказчик отказался от золота, а как же сделать ассист? Я схитрила — с помощью раскола сделала».
Галина Сергеевна предложила участникам мастер-класса попробовать расколоть смальту. Инструменты, по ее словам,  с IV века не изменились, — стеклорез и молоток, только молотки теперь победитовые. «Смальту легче резать пополам. Большую пополам, потом каждую из них, и так до маленьких кусочков. Пока куски большие, можно обходиться без молотка и ломать руками: просто тяните в разные стороны, вот так. Звук должен быть деликатный: «Клик!».
Художница познакомила присутствующих с нехитрыми правилами техники безопасности: рабочее место надо часто убирать, чтобы не дышать стеклянной пылью, и в хорошей обуви в мозаичную мастерскую лучше не заходить: мелкие осколки сразу же вгрызаются в подошву.
Освещение должно быть все время одинаковое, и опять петербуржцам в этом смысле легче — летом белые ночи, поэтому над мозаикой можно работать дольше.
«В Институте мозга установили, что работа над мозаикой продуктивна только два часа в сутки. То есть можно целый день сидеть, но продуктивными будут только эти два часа: в остальное время ты будешь раздумывать, перекладывать кусочки с места на место. Только мэтр может плодотворно работать дольше. Зато когда все получается — смальта так переливается… в этом я вижу Фаворский свет».
«Вода живая»,
19.06.14