Защитник обители 5 ноября 1955 года — скончался Григорий (Чуков), митрополит Ленинградский и Новгородский, постоянный член Священного Синода

5 ноября 1955 года — скончался Григорий (Чуков), митрополит Ленинградский и Новгородский, постоянный член Священного Синода. Его прах покоится в склепе Троицкого собора Александро-Невской лавры.

Владыка Григорий вошел в историю, как выдающийся пастырь, проповедник, богослов и церковный дипломат. Он сыграл особую роль и в судьбе Александро-Невской Лавры. Его усилиями в 1946 году был открыт первый храм на территории монастыря (с 1936 года все храмы обители были недействующими) — домовая церковь Иоанна Богослова в здании новооткрытой семинарии. В 1949-м благодаря стараниям митрополита было возвращено полуразрушенное здание Свято-Духовской церкви: там первоначально разместились Архиерейский дом, Епархиальное управление и Крестовая митрополичья церковь. Именно владыка Григорий, по словам историка Михаила Шкаровского, «сделал все возможное для возвращения Свято-Троицкого собора верующим, целиком подготовил почву для его открытия», которое состоялось 12 сентября 1957 года.

Еще 9 июля 1953 г. митрополит обратился к уполномоченному А.И.Кушнареву, прося его помочь с возвращением Троицкого собора Церкви и перезахоронении в его крипту погребенных на кладбище (существовал план уничтожения Никольского некрополя):

«На Никольском кладбище б. Александро-Невской Лавры находятся могилы некоторых митрополитов и других высших церковных деятелей Русской Православной Церкви. Святейшим Патриархом Алексием мне предложено ознакомиться приведением в порядок и надлежащим оформлением могил почивших иерархов. Между тем, по полученным мною сведениям, на месте нынешнего Никольского кладбища предполагается устроить парк, и т.о. останки погребенных необходимо перенести в другое место. Таким, наиболее соответствующим местом для захоронения бывших деятелей Церкви могло быть обширное подвальное помещение, находящееся под Троицким собором б. Лавры, которое явилось бы некрополем исторических церковных деятелей и дополнением к имеющемуся общему некрополю, находящемуся в пределах той же Лавры.

В связи с этим было бы возможно и желательно в таком случае восстановление и церковного служения в соборе Лавры как месте погребения и поминовения усопших, тем более, что огромный район города, прилегающий к Лавре, лишен храмов и верующее население этого района неоднократно обращалось ко мне с просьбами об открытии его. В настоящее время Троицкий собор б. Лавры ничем не занят, находится в ведении отдела Охраны памятников города и не ремонтируемый подвергается естественному действию стихии. Внешний и внутренний капитальный ремонт этого собора по приблизительному подсчету обойдется в не менее 2 миллионов рублей. Управление Московской Патриархии, по предварительной договоренности моей с ним, могло бы взять на себя весь ремонт храма и т.о. восстановить этот исторический и археологический памятник XVIII в., если Горисполком Ленинградского Совета даст на это свое разрешение».