img_0843

ИА "Вода живая" Фестиваль «Невские звоны» прошел в Александро‑Невской лавре

ИсточникИсточник: "ИА "Вода живая""

В Александро-Невской лавре 12 и 13 сентября впервые прошел Международный фестиваль «Невские звоны».

Организаторами мероприятия выступили Свято-Троицкая Александро-Невская лавра и Международный центр колокольного искусства (Москва).

Концерт-закрытие проходил на открытой сцене у северной паперти Свято-Троицкого собора. Несмотря на то, что он длился четыре часа, подавляющее большинство пришедших присутствовали от начала до конца.

Зрителей приветствовал наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий. Владыка Назарий сказал, что Россию и русскую культуру невозможно представить без колокольного звона и подчеркнул, что это фестиваль скорее не звонов, а звонарей: «В колокольной музыке нет нот, поэтому каждый выражает себя».

«Идея провести фестиваль исходила от Международного центра колокольного искусства, — рассказал владыка Назарий в беседе с корреспондентом «Воды живой». — Ну, а я посчитал, что у нас есть такие возможности, тем более что звонница собора — обновленная, и хочется услышать мнение о ней других звонарей, а не только тех, кто регулярно звонит». На вопрос, планируется ли сделать фестиваль регулярным, владыка ответил: «Планирование — обычай советский, так далеко загадывать я не привык, но желание есть».

Концерт открыло выступление Праздничного хора Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры: в и исполнении прозвучали духовные песнопения — стихира и кондак из службы святого благоверного князя Александра Невского, «Хвалите имя Господне» и другие — и известные песни «Гляжу в озера синие» и «Песнь о вещем Олеге».

Колокольные номера перемежались с выступлениями артистов на сцене. Звонари демонстрировали свое искусство и на колокольне Свято-Троицкого собора, и на малой звоннице рядом со сценой. Когда звонари выступали на колокольне собора, на большой экран проецировалось изображение: зрители могли видеть звонаря и следить за его движениями; для многих было открытием, что в колокольном искусстве используются педали, то есть звонарь звонит не только с помощью рук, но и ног.

«Колокольную» часть концерта открыл звон на Панагию Киево-Печерской лавры в исполнении насельника обители архимандрита Иосифа — он на этом послушании уже двадцать шесть лет. Выбор первого исполнителя был не случаен: ведущий концерта иерей Анатолий Першин напомнил зрителям, что первыми насельниками Александро-Невской лавры были монахи именно из лавры Киево-Печерской.

Перед зрителями выступили звонари из Москвы (в том числе преподаватель школы звонарей Международного центра колокольного искусства Андрей Дьячков), Архангельска, Нижнего Новгорода, Суздаля, Волгограда, Ярославля, а также из ближнего и дальнего зарубежья — из Минска, Кишинева, Вильнюса, Таллина, Хельсинки. Мы привыкли, что звонарь — это мужчина, но оказалось, что среди звонарей немало женщин: на фестивале выступили Елена Шатько из Минска (она к тому же кандидат искусствоведения и специалист по колокольному искусству — кампанолог), Маргарита Жилевич из Вильнюса, Ирма Скютте и Ирина Пиляр из Хельсинки, Ирина Табакова из Ярославля. Учатся искусству колокольного звона и дети: свое искусство продемонстрировали юные Анна и Мария Дьячковы из Москвы.

«Отрадно для сердца, когда переплетаются колокольные звоны и современное искусство, — сказал иерей Анатолий Першин. — Кстати, часто бывает, что мастера колокольного звона занимаются чем-то еще». В доказательство этого утверждения звонарь Спасо-Евфимиева монастыря из Суздаля Александр Леонов исполнил несколько произведений на гуслях, а Елена Шатько — на цимбалах.

Как уже говорилось, перед зрителями выступили не только звонари, но и певцы и музыканты: Анна Абикулова, Анастасия Шугалей, Ангелина Слободчикова, Сергей Зыков. Сергей Зыков признался, что на фонограмме, сопровождавшей одну из исполненных им песен, он выполнял функции звонаря.

В партитурах некоторых классических произведений присутствуют колокольные звоны — об этом напомнило выступление Андрея Дьячкова вместе с духовым квинтетом: они исполнили финальную тему «Славься» из оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя».

В финале предполагалось выступление Евгении Смольяниновой, но певица немного запоздала, и в образовавшуюся паузу иерей Анатолий Першин, к радости слушателей, взял в руки гитару: отец Анатолий — известный автор-исполнитель. «Я очень хотел выступить на фестивале, но мне сказали, что программа крайне насыщенная и времени на это не будет; я горячо молился — и видите, время нашлось», — признался он.

Евгения Смольянинова не только исполнила несколько песен,  том числе и знаменитый романс «В лунном сиянье», но и рассказала, что сама звонит в храме, прихожанкой которого является: «Меня вдохновляет житие преподобноисповедника Леонтия Михайловского, который пострадал в годы советской власти: в те времена колокольный звон был запрещен, но он на Пасху поднялся на колокольню и зазвонил, за что был арестован. Мы звоним, и через эти звоны Господь нас не забывает».

Отец Анатолий отметил, что колокольный звон благотворно влияет на человеческую душу: «Русская душа любит простор, колокольный звон, песни… Вот и сейчас многие из тех, кто пришел на фестиваль, не уходят, хотя наверняка проголодались и замерзли. А фестиваль наш заканчивается вечерней службой — давайте помолимся».

В завершение концерта и на начало службы прозвучали новые звоны Александро-Невской лавры.