big120052110

Кантатой «Александр Невский» откроют концертный сезон в Государственной академической Капелле Санкт‑Петербурга

Открытие концертного сезона состоится в Государственной академической Капелле Санкт-Петербурга 24 сентября в 19:00.

В концерте прозвучат симфония № 2 си минор «Богатырская» Александра Бородина и кантата для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра «Александр Невский» Сергея Прокофьева.

Исполнители: хор и симфонический оркестр Капеллы под управлением народного артиста России Александра Чернушенко.

«Богатырская» симфония Бородина принадлежит к числу мировых симфонических шедевров, благодаря своей яркости, своеобразию, монолитности стиля и гениальному претворению образов русского народного эпоса. Композитор задумал ее в начале 1869 года, однако работал над ней с очень большими перерывами, вызванными как основными профессиональными обязанностями, так и воплощением других музыкальных замыслов.

Первая часть была написана в 1870 году. Тогда же Бородин показал ее своим товарищам по «Могучей кучке». Мусоргский предложил название «Славянская героическая». Однако выдающийся русский критик Стасов предложил: «Богатырская». Автор не стал возражать против такого толкования его замысла, и симфония осталась с этим названием навсегда. До окончания ее было еще очень далеко. Полностью завершенной симфония оказалась только в 1876-м. Премьера состоялась 2 февраля 1877 года в одном из концертов Русского музыкального общества в Петербурге под управлением Эдуарда Направника.

Стасов писал: «Сам Бородин рассказывал мне не раз, что в адажио он желал нарисовать фигуру Бояна, в первой части — собрание русских богатырей, в финале — сцену богатырского пира при звуке гуслей, при ликовании великой народной толпы». Собственно, это толкование и дало повод Стасову для наименования «Богатырская». Симфония Бородина идеально соответствует своему названию. Она рождалась вместе с оперой «Князь Игорь»: оба этих сочинения посвящены благородству и величию русского богатыря, хозяина русской земли и ее защитника. Первая тема симфонии могла бы стать девизом и творчества Бородина и всей русской музыки.

* * *

В начале 1938 года выдающийся советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал фильм «Александр Невский» о победе дружины новгородского князя Александра Ярославича над крестоносцами Ливонского ордена в Ледовом побоище 5 апреля 1242 года. В качестве автора музыки Эйзенштейн решил привлечь Сергея Прокофьева, с которым был хорошо знаком еще с 20-х годов. Многолетнее творческое содружество Прокофьева и Эйзенштейна стало одним из самых заметных явлений в истории российского и мирового кино.

Прокофьев, посетив Голливуд, специально изучил технику музыкального оформления фильмов, хотя и сам уже не был новичком в этом деле: ранее им была написана музыка к фильму «Поручик Киже». По возвращении из поездки Прокофьев принялся за работу. Она протекала в самом тесном содружестве с Эйзенштейном. Зачастую Прокофьев заранее писал тот или иной музыкальный эпизод, и Эйзенштейн строил зрительный ряд, основываясь на этой музыке. Прокофьев убедился, что прославленный режиссер «оказался очень тонким музыкантом», Эйзенштейна поражала способность Прокофьева передавать в музыке сущность художественного образа, запечатленного на пленке. Текст к вокальным фрагментам принадлежит самому Прокофьеву и поэту Владимиру Луговскому.

«Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу завоевал колоссальную популярность. Этот успех натолкнул композитора на мысль написать кантату на материалах музыки к фильму. Вся музыка была заново оркестрована, а из отдельных фрагментов были созданы семь законченных частей кантаты. 17 мая 1939 года прошла премьера в Большом зале Московской консерватории. А в 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, «Александр Невский» вернулся на экраны с еще более оглушительным успехом. Фильм Эйзенштейна и музыка Прокофьева приобрели для советского народа в годы войны особое значение.

В музыке «Александра Невского» воплотились героизм русских воинов, проникновенная лирика, жесткие, механизированные образы захватчиков. Композитор сочетает живописно-изобразительные эпизоды с песенно-хоровыми сценами. Центром кантаты является грандиозная тема «Ледового побоища», которая до сих пор используется в различных художественных и документальных киноматериалах.