SONY DSC

Газета "Сегодня" К празднику: почему весь православный мир чтит икону «Невская Скоропослушница»

ИсточникИсточник: "Газета "Сегодня""

Православный мир 22 ноября чтит икону Божией Матери «Скоропослушница», а 6 декабря отметит день святого благоверного князя Александра Невского. В канун этих дат мы расскажем о нашей экспедиции в Александро-Невскую лавру.

СКОРОПОСЛУШНИЦА

Само название «Скоропослушница», то есть «внимающая молитве скоро», было утешительно для просящего помощи человека, у которого уже не осталось сил на продолжительные молитвы. «Невская Скоропослушница» — уникальный список иконы, находящейся на святой горе Афон. Уникальность в том, что Богородица в петербургском списке изображена с молитвенно простертой рукой и без Богомладенца. Афонские монахи привезли список в Питер, но из-за начавшейся русско-турецкой войны покинули город на Неве, а святыня осталась в Александровской часовне неподалеку от Лавры.

Первое чудо произошло, когда в Александровской часовне случился пожар. На пепелище обнаружили икону «Скоропослушницы», лишь слегка опаленную у краев, тогда как все, что было в часовне, сгорело дотла. Чудесное спасение из пожара прославило святыню на весь Петербург и всколыхнуло невиданную волну народной любви и почитания. В 1888 году была выстроена новая, каменная часовня. С того же времени и появилась приставка «Невская», но лишь в 2005 году Синод благословил закрепить за святыней название «Невская Скоропослушница». Сегодня она находится в Троицком соборе Александро-Невской лавры.

«В 2010 году наша икона стала путешествовать, — вспоминает иеромонах Прокопий, насельник Александро-Невской лавры. — В Новоспасском монастыре в Москве люди выстаивали огромные очереди, чтобы приложиться к святыне, мы по пять раз на день служили акафист с молебном. На наших глазах у иконы с людьми происходило удивительное преображение. При мне женщина, приложившись, упала на колени и воскликнула, что стала лучше видеть. Еще одна женщина несколько раз подходила, а потом сказала: «Я теперь точно знаю, что моя жизнь изменится». А сколько чудес и исцелений произошло в стенах Лавры — не счесть! Недаром ведь Александро-Невская лавра задумывалась Петром как монастырь-мечта».

ПЕРВАЯ ВО ВСЕМ

«Наша Лавра была прежде некоей кузницей кадров для архиерейства и воспитания будущих настоятелей знаменитых монастырей, — говорит наместник Александро-Невской лавры, владыка Назарий. — Вообще, в Питере Лавра играла изначально важную роль и возникла через 10 лет после закладки города Петром Первым. Основав обитель в честь благоверного князя Александра Невского, Петр вверил город этому святому в борьбе против иноземных врагов. По планам Петра, Лавра должна была стать духовным центром страны. Так и случилось. В 1713 году, в стенах еще деревянного храма, была совершена первая литургия. Здесь появилась и первая типография, и первая школа. Нынешние Духовная академия и семинария тоже вышли из Лавры — более 150 лет находились на территории нашего монастыря. У нас до сих пор один из корпусов называется семинарским».

new_image6_107

Троицкий собор. Его очень любила Екатерина II.

ВОИН И СВЯТОЙ

Часто невоцерковленные люди спрашивают: может ли воин считаться святым, ведь на его руках кровь? Лаврские монахи на это отвечают так: «Среди воинов святых больше, чем мы знаем. Воин это, во-первых, уважаемая профессия. Когда приходит беда, воины — первые люди, которые готовы отдать свою жизнь за других. А это и есть одна важная заповедь Христова. Александр Невский был защитником Отечества. Князь принял постриг с именем Алексий и схиму на смертном одре. Предание гласит: когда он лежал усопшим и над ним читалась разрешительная молитва, рука князя вдруг поднялась и взяла свиток с ней. Это было великим знамением и первым чудом святого благоверного Александра Невского. Пути Господни неисповедимы».

«В Троицкий собор люди постоянно приходят поклониться мощам святого благоверного Александра Невского, — рассказывает отец Прокопий. — Одно чудо могу даже сам констатировать, лично наблюдал. К нам приходил петербуржец Александр, у него был рак четвертой степени. Он ежедневно заказывал молебны, читал акафист у мощей, а спустя 40 дней пошел к врачу, и после повторных обследований выяснилось, что опухоль исчезла! Александр еще год после этого ходил в Лавру на службы и был живым свидетельством чуда Божьего исцеления».

В советское время Лавра была закрыта, и в лоно Церкви обитель возвратили лишь в 1996 году. Спустя некоторое время наместником был назначен архимандрит Назарий, бывший до этого настоятелем древнего Рождество-Богородичного Коневского монастыря. Там он нес особое послушание — помогал людям избавляться от алкогольной и наркотической зависимости. После возвращения Лавре первых помещений отец Назарий приступил к самому сложному — первому этапу восстановления обители. «Стены-то можно побелить, даже позолотить, но если монастырь не наполнен монахами, а те не наполнят храм молитвой, то это не станет монастырем, — говорит владыка Назарий. — К тому же звание Лавры довлеет над нами, ведь этому званию хочется соответствовать. За что особо уважал прежнего владыку Владимира (Котлярова), так это за то, что он никогда не спрашивал: «Сколько у тебя монахов?», а всегда интересовался: «Как у вас дела?». Можно было бы гнаться за количеством, но это не обо мне. Я ведь сразу вижу, какому человеку не подойдет это место, потому что искушения рядом, город близко. Человек быстро может упасть, ему даже придется, может, сана лишиться. Это все очень серьезно. Поэтому у нас жесткий отбор. Конечно, бывает, что и я ошибаюсь. Сейчас в обители 55 монашествующих, хотя если принимать всех приходящих — их было бы уже за 300″.

new_image7_73

Святыня. Саркофаг с мощами князя Александра Невского.

ЛАВРА В ЛИЦАХ

Необычны и истории прихода монахов в обитель. «Я вырос в одном из детдомов Питера, — говорит отец Прокопий. — Всегда чувствовал, что Господь меня к себе зовет. В 10 лет в одном из монастырей игумения подошла ко мне, и сказала: «Олег, ты будешь священником, ты будешь служить Богу!». Я еще мало что понимал, но вскоре стал петь на клиросе, за что меня в школе прозвали Шаляпиным, помогал священникам в алтаре, нес небольшие послушания. Закончил судостроительный лицей с красным дипломом, получил специальность столяра-кораблестроителя. Как-то открыл телефонный справочник, нашел телефон духовной семинарии. Ниже стоял номер Александро-Невской лавры, но я не заметил. И набираю телефон… Лавры. Снимает трубку наместник, архимандрит Назарий! Я ж не знаю, кто это, и начинаю просить: «Батюшка, помогите поступить в духовную семинарию! Я из детдома, меня зовут Олег Павлов». «Так ты не в семинарию позвонил, а в Лавру», — отвечает наместник. «Ну хоть в Лавру меня возьмите! Научусь всему, только возьмите!» — не унимался я. «Хорошо, приходи через две недели». Прихожу, 14 июля, на мне фиолетовые брюки, малиновый пиджак, в руке — дипломы и грамоты. Жду на проходной в братском корпусе, жду смиренно. Час, два, три, четыре… Ровно четыре с половиной часа я прождал нашего отца Назария. Наконец он выходит ко мне в красивом сером подряснике и говорит: «Кто тут Олег Павлов?». Я поворачиваюсь, все дипломы у меня так и попадали! Владыка повел меня в кабинет, напоил чаем. Мы проговорили часа два с половиной. Словом, домой я вернулся только в 11 ночи. Отец Назарий (теперь он уже владыка) сказал: «Приходи к нам, годик потрудишься, а там я тебе дам рекомендацию в семинарию». Так я уже 17 лет в Лавре. Владыка стал мне отцом, но отцом строгим и справедливым.

new_image3_254

Отец Прокопий. Из детского дома.

new_image4_202

Отец Лев. Был моряком, стал монахом.

«Вся наша жизнь, как Евангелие, состоит из встреч, — говорит монах, отец Лев. — С кем-то мы можем общаться раз в неделю, с кем-то раз в год, а с кем-то вы решаете связать свою жизнь. Сознательно я пришел в Церковь, когда мне было 26 лет. И через некоторое время я понял, что мне мало просто посещения храма. В миру я был моряком, часто уходил в плавание на полгода, год. Между морем и монастырем много общего. Недаром церковь сравнивают с кораблем. Единственное — в море нет такой глубокой духовной составляющей, хотя отчасти глубокое понимание веры приходило ко мне именно в море. Море давало мне возможность побыть с самим собой, осмыслить многое. Какое-то время я жил на Коневце, где настоятелем был отец Назарий. Это монастырь более уединенный, находится в суровых условиях, на острове. Остров подразумевает собранность, не прощает расхлябанности или расслабленности. Даже природа настраивает на мобилизацию внутренних сил. Потом я около года жил в Святогорском монастыре. С Александро-Невской лаврой его роднит то, что он тоже ктиторский (построенный на деньги покровителя. — Авт.). Только Святогорскую лавру основал Иван Грозный, а Александро-Невскую — Петр Первый. Эти монастыри по способу зарождения отличаются от Оптиной пустыни, Троице-Сергиевой и Почаевской лавр, которые основывались монахами, но объединяет их любовь ко Христу и монашеству. Моим первым послушанием была торговля в свечной лавке. Через месяц я ловил себя на том, что никогда за 30 лет столько не общался с людьми, как в монастыре. Казалось бы, я хотел уйти от мира! С этим вопросом я пришел к своему духовнику, а тот ответил: «Учись стяжать молитвенную пустыню внутри себя, независимо от того, что происходит вокруг. И любить то, чем ты занимаешься в данный момент».

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЖЕНЩИНЫ ЛАВРЫ: монахиня в миру и постриг с внуками

Александро-Невская лавра — монастырь мужской, но есть здесь и особенные женщины. Монахиня Рафаила в 70 лет приняла постриг. «Это была мечта всей жизни, — вспоминает 74-летняя матушка Рафаила, местный флорист. — На моем постриге даже внучки были! Три ночи потом они со мной находились у мощей Александра Невского. Я тогда от восторга и по неразумию себя называла то игуменья Рафаила, то преподобная. Вспоминаю, и самой смешно, но с людьми такое бывает, когда Бог исполняет самое заветное».

new_image2_319

Монахиня Рафаила. На ее постриге были даже внуки.

Соборная труженица Валентина Федоровна Кирюшина — старожил Лавры. Она, словно монахиня в миру, замужем не была и жизнь посвятила Церкви. И на просфорне, и в свечной лавке, и на монастырском складе Валентина Федоровна трудится с удовольствием. «Пришла сюда в 1957 году, — говорит лаврский ветеран. — Трудно было! Куда меня только ни вызывали, гоняли, грозили. Учительница меня из церкви силком выводила, мне тогда 13 лет было. Потом на уроке просмеивала меня перед всеми. Только меня этим не остановишь. Все равно в церковь ходила, совмещая с работой на текстильном комбинате. У меня был духовный отец — старец в Печорах схиархимандрит Агапий, к нему весь мир ездил, 22 года у него окормлялась. Везде успевала, Господь помогал. Старец благословил трудиться в Лавре. Вот и исполняю, что батюшка велел».